Нейростарости: пост уменьшает выраженность симптомов рассеянного склероза

Исследователи из штата Миссури исследовали влияние типа питания на течение рассеянного склероза и облегчение его течения. Результаты  опубликованы в Cell Reports.

Ткань мозга при рассеянном склерозе

Рассеянный склероз – аутоиммунное заболевание, харктеризующееся Т-лимфоцит-зависимой демиелинизацией (разрушением оболочек нервных клеток) и нейродегенерацией в ЦНС. В ходе воспалительной реакции погибает множество олигодендроцитов, а их мигрирующие в очаг предшественники часто не имеют возможности полноценно развиться и дифференцироваться.

Существующая скудная иммунотерапия позволяет снизить выраженность воспалительной реакции, но до сих пор мало известно о ее долгосрочных эффектах на течение болезни, функции иммунной системы и риск инвалидизации – вот почему исследователи ищут новые методы борьбы с этим заболеванием.

Исследователи попробовали держать мышей на двух типах диет: имитирующей пост (низкокалорийная, с низким содержанием белка) каждые три дня раз в неделю и кетогенную (низкоуглеводная с преобладанием в рационе жиров) в течение месяца.

Лечение с помощью обеих пищевых схем уменьшало тяжесть заболевания по сравнению с контролем, хотя имитация поста уменьшала средний показатель тяжести примерно до 1, тогда кетогенная диета снижала его примерно до 2 на более поздних стадиях.

На мышах рассеянный склероз моделируется путем индукции экспериментального энцефаломиелита.  Лечение низкобелковой диетой не только задерживало начало заболевания, но также уменьшало частоту заболеваемости (100% против 45,6%). Циклы такого питания меняли показатель тяжести до 0 в 21,7% выборки.

Чтобы выяснить влияние такого типа питания на хроническое течение, терапию им у другой группы грызунов начинали через две недели после развития экспериментального заболевания. Снижение тяжести болезни наблюдалось и в этом случае.

Помимо этого, исследователи оценили степень иммунной инфильтрации центральной нервной системы, чтобы оценить воспалительный процесс, и выяснили, что благоприятный эффект связан с уменьшением воспаления (в головном и спинном мозге) и предотвращением демиелинизации и повреждения аксонов. Более того, состояние, близкое к голоданию вызвало апоптоз и аутореактивных лимфоцитов и стимулировало деление стволовых клеток, результатом чего стало значительное увеличение так называемых наивных лимфоцитов, которые «не обучены» проявлять агрессию по отношению к своему организму. Популяция олигодендроцитов восстанавливалась, миелинизация поврежденных волокон вновь активировалась, что свидетельствует о фактическом повороте заболевания вспять.

На основании полученных результатов было проведено открытое исследование на людях, больных рассеянным склерозом (NCT01538355). Первая  (контрольная) группа пациентов находилась на обычной диете, вторая – на кетогенной, третья – 7 дней на диете, имитирующей пост и затем полгода на средиземноморской.

Обе группы интервенции продемонстрировали значимые улучшения качества жизни, физического и психического здоровья уже через три месяца. В течение полугода в группе, оставшейся на обычном питании произошло  4 рецидива, в кетогенной – 1, в постно-средиземноморской – 3. В период поста или поддержания кетогенной диеты значительно снижалось количество лейкоцитов, которое возвращалось в момент перехода на средиземноморский тип питания (хотя течение заболевания не усугублялось достоверно).

В период поддержания кетогенной диеты количество лимфоцитов снижалось только в начале, а затем поддерживалось на постоянном чуть сниженном уровне. Что интересно, это равновесие было динамическим: то есть часть иммунокомпетентных клеток погибала, земеняясь новыми. Как показал более тщательный анализ, аутореактивные лимфоциты погибали по механизму апоптоза (программируемой смерти клеток), а им на смену из костного мозга приходили новые, не проявляющие агрессии по отношению к собственным тканям организма.

Из этого массива результатов исследователи делают ряд выводов. Во-первых, смена типа питания может быть серьезным компонентом терапии рассеянного склероза (портал Neuronovosti.Ru особо подчеркивает: только компонентом, а не единственным способом терапии и в любом случае не прописывает этот метод пациентам! Назначение – исключительная прерогатива лечащего врача). Во-вторых, испробованные диеты являются приемлемыми и безопасными (к примеру, под контролем исследователей постоянно находилась функция печени, и ее нарушений зафиксировано не было). Но здесь ученые видят нюанс – необходимо будет провести дополнительные исследования, чтобы дифференцировать роль в эффектах поста и средиземноморской диеты отдельно, а не в комбинации. Ну и в целом, конечно же, подчеркивается необходимость проведения более крупных и тщательных исследований на больших выборках, с рандомизацией и слепым контролем.

Текст: Дарья Тюльганова