Предложена модель нарушения памяти при постковидном синдроме

Учёные кафедры нейротехнологий Института биологии и биомедицины (ИББМ) ННГУ им. Н.И. Лобачевского предложили модель нарушения памяти при постковидном синдроме. По их версии, дело в нарушении когерентности работы нейронных сетей мозга из-за поражения астроицов коронавирусом. Статья исследователей опубликована в журнале Scientific Reports.

Новая коронавирусная инфекция COVID-19 вызывает нарушения метаболизма в мозге, в том числе снижение синтеза глутамата и гамма-аминомасляной кислоты, что может приводить к нарушению ритмов мозга. В ИББМ ННГУ предположили, что нарушение когнитивных функций мозга происходит вследствие инфицирования глиальных клеток – астроцитов, участвующих в формировании ритмов мозга, что и приводит к нарушениям метаболизма и депрессии синтеза глутамата.

Гипотезу учёных подтвердила разработанная ими математическая модель нейронной сети с генерацией квазисинхронных ритмических разрядов, опосредованных активностью глиальных клеток.

«Модель предсказала, что нарушение когерентности нейронной сети при нарушении функций инфицированных астроцитов может быть перемежающейся с интервалами нормальной ритмичности или полным отсутствием синхронизации», – сообщил доцент кафедры нейротехнологий ИББМ ННГУ, кандидат физико-математических наук Сергей Стасенко.

«Повышенная тревожность и нарушения памяти остаются наиболее тяжёлыми последствиями заражения вирусом SARS-CoV-2. Надеемся, что разработанная нами модель и полученные результаты смогут прояснить процессы, происходящие в организме после перенесенной инфекции COVID-19, в частности, связанные с нарушением памяти при постковидном синдроме», – подчеркнул Сергей Стасенко.

От редакции добавим, что это — чисто математическая модель, не связанная с исследованиями in vivo и in vitro. В ближайшее время мы расскажем об исследовани того, как коронавирус поражает глиальные клетки в эксперименте с культурами.

Текст: пресс-служба ННГУ