Радиальная глия крыши мозга

Обычно, когда говорят про глиальные клетки, подразумевают астроциты, олигодендроциты, микроглию или шванновские клетки. Однако есть еще один важный тип глии, который называется радиальной. Когда наш мозг только появляется, в нём появляются клетки радиальной глии. И аналогия с радиальными ветками московского метро совершенно не случайна. Глиальные клетки радиальной глии имеют очень длинные отростки. С одной стороны радиальная глия присоединяется своей ножкой к поверхности желудочков головного мозга, а с другой стороны своих отростков формирует то, что называется glia limitans – пограничную глиальную мембрану, самый верхний слой нервной ткани, который лежит непосредственно под мягкой оболочкой головного мозга.

Когда формируется мозг, возникающие из стволовых клеток нейроны мигрируют вдоль радиальной глии точно в то место, где им нужно быть. Когда мозг сформировался, глиальные клетки радиальной глии преобразуются. Однако в некоторых местах головного мозга – в мозжечке, в гипоталамусе и в сетчатке (да-да, сетчатка глаза – это тоже мозг!) они сохраняют свою радиальную морфологию. Потому в мозжечке есть Бергмановская глия, в сетчатке – Мюллерова, а в гипоталамусе – танициты. Прочая же радиальная глия или исчезает, или превращается в астроциты.

Перед вами – радиальная глия крыши мозга (тектума). Понятие крыши среднего мозга противопоставляется понятию покрышки мозга, или тегментума, под которым понимается другая часть среднего мозга, расположенная вентрально по отношению к желудочкам мозга. Крыша мозга ответственна за зрительные и слуховые рефлексы.

Radial glia in the optic tectum. Credit: Richard Wingate. CC BY