«Пищевой светофор» или как мы выбираем еду по цвету

25 октября 2019

По правилам дорожного движения зеленый сигнал значит «давай, вперед!». Оказывается, с едой всё наоборот: в нашем мозге есть что-то вроде перевернутого светофора, который помогает решить, стоит ли нам есть тот или иной продукт. И если красный цвет привлекает, то зеленый отталкивает. К этому выводу пришли нейрофизиологи из Международной школы передовых исследований в Триесте, а подробнее с их работой можно ознакомиться в Scientific Reports (IF=5.228).

Фото: Stockvault.net


В исследовании участвовали 68 человек – 37 женщин и 31 мужчина – с нормальным или откорректированным при помощи оптики зрением и без пищевых расстройств. Они оценили 779 цветных фотографий, на которых была сырая или обработанная пища (например, бананы или спагетти), искусственно созданные инструменты (молоток и пр.) и натуральные несъедобные предметы (цветы, деревья и все такое).

Ученые выяснили, что зрение играет основную роль при выборе пищи. Причем люди обладают лучшим зрением, чем многие млекопитающие, и особенно хорошо различают зеленый и красный цвета. Мы задействуем «цветовой код»: чем краснее продукт, тем больше в нём калорий. А это именно то, что нам нужно от пищи, ведь много калорий означает много энергии. И если с сырыми продуктами это правило работает, то как быть с обработанными?

«Обработанные продукты привлекательнее сырых, поскольку более питательны. Но, когда речь идёт о готовой пище, «цветовой код» больше не даёт нам надёжной информации. Мы могли бы надеяться, что мозг не будет применять «правило красного и зелёного» к обработанным продуктам — но он это делает, поскольку руководствуется древними эволюционными механизмами, возникшими задолго до того, как мы начали готовить пищу», — пояснила Раффаэлла Румьяти, нейробиолог и координатор исследования.

Оказалось, что участники исследования оценивали по «цветовому коду» и обработанную пищу, хотя для определения ее калорийности цвет уже не показателен. Кстати, с несъедобными объектами это не работает. Участники не отдавали предпочтения предметом красного цвета, если они были несъедобными. Значит, «цветовой код» активируется только при наличии пищевого стимула.

«Многое ещё предстоит сделать для укрепления привычки питаться правильно. Например, нужно попытаться убедить людей есть низкокалорийную пищу. В некоторых странах запрещены отдельные виды продуктов, например, сладкая газировка или продукты, содержащие много жиров. Иногда на упаковках размещают специальные предупреждения, как, например, на сигаретах. Возможно, «цветовой код» — даже искусственный — мог бы помочь в достижении лучших результатов», — отметила Румьяти.


Текст: Любовь Пушкарская

Food color is in the eye of the beholder: the role of human trichromatic vision in food evaluation by Francesco Foroni, Giulio Pergola & Raffaella Ida Rumiati in Scientific Reports. Published 14 November 2016.

DOI: 10.1038/srep37034