RSNA 2019: МРТ поможет найти черепно-мозговую травму

Исследователи Нью-Йоркского университета (NYU) воспользовались диффузионно-тензорной магнитно-резонансной томографией (трактографией), чтобы установить то, насколько выражены повреждения нервных связей при ЧМТ в мозолистом теле – части белого вещества мозга, объединяющей правое и левое полушарие. О своих результатах они рассказали на 105-м конгрессе Северо-Американского радиологического общества, который сейчас проходит в Чикаго. Наша редакция внимательно следит за новостями конгресса и ближайшие дни будет рассказывать о других представленных там интересных работах из области нейрорадиологии.

Трехмерная реконструкция нервных трактов, проходящих в мозолистом теле. Credit:RSNA


Трактография позволяет зафиксировать то, как молекулы воды диффундируют в нервных волокнах белого вещества мозга (как вы помните, белое вещество – это отростки нейронов, по которым идет сигнал). В том числе этот процесс можно оценить в мозолистом теле и в микроокружении вокруг нервных волокон, а по его изменению понять, есть ли микроструктурное повреждение.

Авторы работы для своей работы использовали МРТ-томограф напряженностью магнитного поля 3 Тесла (Skyra от Siemens Healthineers). В группу испытуемых они набрали 36 человек в среднем возрасте 36 лет, у которых ЧМТ произошла около одного месяца. Сравнивали их с 27 здоровыми добровольцами в среднем возрасте 37 лет. Прежде всего, у всех оценивалось состояние нервных волокон, проходящих в мозолистом теле, поскольку исследователи проверяли гипотезу о нарушении при ЧМТ прохождения сигнала между двумя полушариями (поскольку в клинике наблюдались указывающие на это изменения).

Чтобы сделать выводы о том, насколько трактография позволяет судить о целостности вещества мозга и коррелирует с клиническими симптомами, ее результаты объединили с результатами специального теста на скорость межполушарного проведения информации – Interhemispheric Speed of Processing Task.

Во время теста испытуемым предлагалось, сидя на стуле, фокусироваться на букве X в центре экране, справа и слева от которой появлялись разные трехбуквенные слова. Участники должны были называть их как можно быстрее. Таким образом, исследователи могли определить время реакции пациентов, перенесших сотрясение, по сравнению со здоровыми людьми.

«Существует определенная и воспроизводимая задержка времени реакции на слова, представленные слева от буквы Х, по сравнению со словами, представленными в правом поле зрения. Это значит, что требуется некоторое время для того, чтобы информация мигрировала из одного полушария в другое, пересекая мозолистое тело. Это время измеряется разницей во времени отклика между словами, представленными по разные стороны поля зрения», — поясняют авторы.

Они предполагают, что задержка, вероятно, связана с функциональной латерализацией – чаще языковые функции расположены в левом полушарии. То есть информация, представленная в левом поле зрения, сначала поступает в правую зрительную кору головного мозга, а затем должна пересечь мозолистое тело, чтобы добраться до левого языкового центра.

Интересно, что результаты времени реакции среди здоровых добровольцев коррелировали с несколькими показателями диффузии в валике мозолистого тела – его области, расположенной между правой зрительной корой и левым языковым центром. У пациентов же с сотрясением мозга такой корреляции не наблюдалось. Это позволяет предположить, что микроструктурные изменения произошли из-за сотрясений.

С точки зрения клинической значимости работы ученые считают, что у пациентов, проходящих МРТ сразу после сотрясения мозга, можно определять не просто то, есть ли какое-либо повреждение белого вещества головного мозга, но и в случае необходимости отправлять на раннее лечение, а затем оценивать полноту восстановления после травмы.


Текст: Анна Хоружая