Бег может помочь в реабилитации наркоманов

Одна из важных проблем в наркомании вообще и в метамфетаминовой, в частности, это – нарушение циркадного ритма. Организм наркомана «ощущает» себя в «хроническом джет-лаге», забыв, когда день, а когда – ночь. Именно нарушение циркадных ритмов винят во многих срывах во время терапии.  Исследователи из Университета Баффало выяснили, что одновременная терапия контролируемыми дозами метамфетамина (в США, в отличие от России, это вещество разрешено к терапевтическому применению как препарат второго ряда под названием «дезоксин») и физические упражнения приводят к восстановлению суточного циркадного ритма. Правда, эксперименты проводились на подвергшихся хирургическому воздействию мышах. Результат опубликован в издании FASEB Journal (официальный журнал Федерации американских обществ экспериментальной биологии).

Циркадными ритмами в нашем организме (как и у всех млекопитающих) ведает крошечный участок гипоталамуса – супрахиазматическое или, как его ещё называют, надперекрёстное ядро (nucleus suprachiasmaticus, SCN). В человеческом мозге оно занимает всего один кубический миллиметр, 100000 нейронов! Мыши, принимавшие участие в эксперименте, этим ядром не обладали – оно было хирургически разрушено.

Идея авторов работы состояла в том, чтобы давать парные стимулы мощного выделения дофамина (этим как раз «занимались» метамфетамин и циклические физические нагрузки с суточной регулярностью), чтобы перезапустить «внутренние часы» организма.

Метамфетамин

Эксперимент удался – после 14 дней ежедневных инъекций метамфетамина в сочетании с бегом в колесе после инъекции, циркадные ритмы восстановились (в скобках отметим «гуманное» отношение экспериментаторов за животными – они ежедневно следили за их весом, а мыши, терявшие в весе более 15%, из эксперимента исключались). Что действительно важно – даже после отмены метамфетамина циркадные ритмы сохранялись.

Авторы предполагают, что их работа поможет создать более эффективную систему терапии наркотической зависимости. Правда, по словам авторов, им предстоит ещё до конца понять и изучить в деталях открытый эффект.

Learned motivation drives circadian physiology in the absence of the master circadian clock by Oliver Rawashdeh, Shannon J. Clough, Randall L. Hudson and Margarita L. Dubocovich in FASEB Journal. Published online October 2016 doi:10.1096/fj.201600926R