Шизофрения: привет от неандертальцев

То, что мы носим в себе фрагменты генома другого вида Homo, неандертальцев – известно уже давно. Наши дальние предки скрещивались с конкурирующим за место на планете видом людей. Но, судя по новой статье в журнале Cell (IF=28.71), которую опубликовали генетики из отделения наук о геноме Вашингтонского университета, вымершие неандертальцы «отомстили» нам: оставшиеся от них гены участвуют в развитии шизофрении.

800px-ניאנדרטלי

Реконструкция внешнего облика неандертальца. Wikimedia Commons

Авторы работы отобрали 214 гетерозиготных по неандертальским генам человек: тех, у кого один аллель гена имеет неандертальскую вариацию, а другой – современный. И изучали экспрессию каждого из аллелей этих генов в 52 типах тканей. Удалось обнаружить 767 генов, в которых экспрессия отличалась. В целом различия «компенсировали» друг друга – где-то древняя экспрессия была выше, где-то современная.

dcb10c0eb319aed17fdab33e2c844094

Как неандертальская ДНК влияет  на экспрессию генов современного человека

Mccoy et al. 2017,  Cell — обсуждаемая статья

Но оказалось, что среди различающихся по экспрессии генов есть ген SLC15A4, неандертальский вариант которого повышает вероятость системной красной волчанки, хорошо знакомой по сериалу «Доктор Хаус» и ген ADAMTSL3, который будучи в неандертальской версии, повышает вероятность развития шизофрении.

Интересно, что экспрессия «неандертальских» аллелей этих генов снижена по сравнению с современными – это значит, что естественный отбор компенсировал эту мину, подложенную нам древними конкурентами.

cell