Откуда берутся голоса в голове

«Если ты говоришь с Богом – это молитва, если Бог говорит с тобой – это шизофрения». Конечно, это отчасти — шутка, но эту максиму взяли на вооружение психиатры. И весьма эффективно лечат «голоса в голове» галоперидолом, понятия не имея, откуда они на самом деле берутся. Впрочем, последняя работа учёных из Отделения нейробиологии развития Детского исследовательского госпиталя св. Иуды в Мемфисе, штат Теннеси, опубликованная в Nature Medicine (IF=30.357), кажется, может пролить свет на эту загадку.

Судя по всему, всё дело – в молекуле miR-338-3p, относящейся к типу так называемых микроРНК. Это весьма небольшие молекулы рибонуклеиновой кислоты (около 20 нуклеотидов), которые влияют на экспрессию генов. Конкретная miR-338-3p влияет на работу гена, кодирующего дофаминовый рецептор Drd2 в синапсах слухового ядра таламуса (известно, что в этом отделе головного мозга есть четыре ядра, перераспределяющих слуховую, тактильную, зрительную информацию и информацию о балансе и равновесии).

Если производство miR-338-3p блокировалось, то количество рецепторов резко увеличивалось, в результате таламокортикальные связи (связи между слуховым ядром таламуса и слуховой корой головного мозга) работали аномально. Вероятно, без таламуса, проводящего предварительную обработку «входящего звука», и появляются «голоса», которых на самом деле нет.

Избыточное количество рецепторов Drd2 было подтверждено как с экспериментами на мышах, так и на тканях мозга болевших шизофренией. Кроме того, мыши, у которых «отключали» miR-338-3p, начинали вести себя неадекватно при появлении новых источников звуков. Восстановление работы микроРНК привело к нормализации поведения грызунов.

Как предполагают авторы, микроРНК может стать новым способом лечения шизофрении без побочных эффектов.

Thalamic miR-338-3p mediates auditory thalamocortical disruption and its late onset in models of 22q11.2 microdeletion