Старение гиппокампа с разрешением в одну клетку

Credit: Guanghui Liu, Institute of Zoology, Chinese Academy of Science

На этом изображении вы видите клетки гиппокампа (синие) с разбросанными вокруг них скоплениями белка бета-амилоида (желтый). Такая ситуация встречается постоянно при болезни Альцгеймера, и пока нет эффективного способа затормозить образование этих бляшек. В том числе и потому, что мы пока не до конца хорошо знаем, как «взрослеют» клетки гиппокампа, и что именно меняется с этими возрастными изменениями так, что амилоидные бляшки начинают собираться и отравлять клетки вокруг.

В новом исследовании, о котором мы расскажем завтра, впервые создан всеобъемлющий одноядерный транскриптомный атлас старения гиппокампа приматов, благодаря которому теперь есть возможность отследить возрастные молекулярные «подписи» единичных клеток. Причем, атлас включает изменения и внутренних факторов, и факторов внешней микросреды, которые в совокупности способствуют нарушению способности нейронов к регенерации в старом гиппокампе.

Атлас позволяет идентифицировать потенциальные диагностические биомаркеры и терапевтические мишени для нейродегенеративных заболеваний, связанных со старением гиппокампа. Болезнь Альцгеймера здесь рассматривается впервую очередь.