Стимуляция поможет восстановиться после черепно-мозговой травмы

Черепно-мозговая травма возникает вследствие различных причин и может оказать различное влияние на человека: головные боли, нарушения мышления и сознания, трудности с выполнением простых бытовых дел – и никакого направленного лечения. Канадские исследователи в журнале Journal of Neurotrauma сообщают о том, что нашли способ, который может помочь восстановить поврежденные функции мозга.

Credit: public domain

Пока что исследование проведено на грызунах, но дает многообещающие результаты. Методика лечения заключается в повторяющемся воздействии слабых магнитных полей на мозг в течение нескольких дней. Эти магнитные импульсы имитируют естественную электромагнитную активность мозга.

Мыши с сотрясением мозга хуже выполняют когнитивные и поведенческие тесты и испытывают нарушения координации, влекущие за собой неустойчивость, шаткость походки и неспособность пройти лабиринт. Те из них, кто не получал терапию, возвращались к нормальному функционированию через некоторое время. Но это происходило долго, и не всегда способности нормализовались в полной мере.

Получавшие же магнитную стимуляцию грызуны гораздо быстрее проявляли активность и демонстрировали стремительно улучшающиеся результаты прохождения когнитивных и поведенческих тестов. Их электромагнитная мозговая активность быстро возвращалась к норме.

На этих гистологических препаратах показано количество и целостность ядер нейронов, что говорит о сохранности клеток. Первый столбец – нормальные животные, не подвергавшиеся ЧМТ, четвертый – нормальные животные, прошедшие стимуляцию низким магнитным полем. Второй и третий – животные, подвергшиеся травме, но, соответственно, не проходившие и проходившие процедуру стимуляции. Credit: Changiz Taghibiglou et al. /Journal of Neurotrauma 2019

Помимо этого, ведущий автор исследования отмечает, что низкочастотная магнитная стимуляция повлияла даже на белки – те из них, которые защищают мозг при различных неврологических патологиях, подавляя нейровоспаление и нейродегенерацию. Правда, этот феномен пока сложно объяснить.

Ученые надеются в скором времени провести более масштабный эксперимент и перейти к испытанию на людях: это будет первой направленной терапией при черепно-мозговых травмах. Важно, что она обещает быть портативной (наподобие ноутбука), неинвазивной и доступной.

Текст: Дарья Тюльганова