Ученые выявили роль префронтальной коры в принятии рискованных решений

Подавление ее активности заставляет людей действовать менее рационально

Исследователи Института когнитивных нейронаук ВШЭ экспериментально показали, что магнитная стимуляция префронтальной коры мозга изменяет оценку возможных исходов в момент принятия рискованных решений и заставляет испытуемых действовать менее рационально. Ученые полагают, что открытие позволит лучше понять механизмы формирования игровой зависимости. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Экспериментальный дизайн и место размещения катушки ТМС

В повседневной жизни нам часто приходится принимать решения, действуя в ситуации неопределенности. Однако участие мозга в принятии таких решений почти не исследовано. Принятие решений в ситуации риска требует обработки значительного количества информации. Например, если человек раздумывает, купить ли ему лотерейный билет стоимостью 100 рублей, то ему необходимо оценить, насколько привлекательна для него потенциальная сумма выигрыша, а также достаточно ли велика вероятность этого выигрыша для того, чтобы платить указанную цену.

Классический способ исследования принятия решений — поведенческие эксперименты с применением функциональной магнитно-резонансной стимуляции.  Испытуемого помещают в фМРТ-сканер — специальное устройство, которое отслеживает активность различных областей мозга в процессе выполнения экспериментального задания. Затем ему предлагают различные лотереи на выбор и наблюдают за тем, какие области мозга более активны, если человек выбирает рискнуть либо, наоборот, избегает риска.

Однако такой метод исследования имеет два основных недостатка. Во-первых, он не дает ответа на вопрос о причинно-следственной связи между активностью определенной области мозга и принятым решением. Во-вторых, люди склонны воспринимать ценность вознаграждения и вероятность его получения искаженно. Например, мы с трудом можем почувствовать разницу между шансом выигрыша 1 из миллиона и 1 из 100 тысяч. Ценность денег для нас также выглядит нелинейно: например, разница между суммой в 1000 и 1100 рублей может выглядеть более существенной, чем разница между 10 000 и 10 100 рублями. Это приводит к вопросу,  какие области мозга напрямую задействованы в формировании этого искаженного восприятия и каким образом мозг интегрирует эту информацию для принятия каждого отдельного решения.

В исследовании Института когнитивных нейронаук ВШЭ обе эти проблемы удалось решить. Для экспериментов  была выбрана дорсолатеральная префронтальная кора мозга, так как эта область играет важную роль в принятии рискованных решений. С помощью транскраниальной магнитной стимуляции возбудимость этой области мозга временно подавлялась, после чего испытуемому предлагалось ответить на ряд вопросов и выбрать лотерею с меньшим либо большим риском. Каждый участник исследования посещал лабораторию трижды. Два раза проводилась настоящая магнитная стимуляция либо правой, либо левой дорсолатеральной префронтальной коры, и один раз эксперимент проходил без стимуляции (испытуемый об этом не знал).

Анализ данных показал, что выбор участников после стимуляции мозга отличался от их выбора после плацебо-стимуляции. Временное снижение возбудимости левой дорсолатеральной префронтальной коры приводило к тому, что испытуемые вели себя менее рационально: они в меньшей степени ориентировались на средний выигрыш, который можно было получить в каждой из лотерей.

Применение математических методов показало, что это изменение обусловлено тем, что в результате магнитной стимуляции мозга восприятие вероятностей выигрыша становилось еще более искаженным. Например, испытуемые вели себя так, как если бы вероятность выигрыша 97% воспринималась как 100%, и, наоборот, вероятность выигрыша в 1% игнорировалась, как будто она равна нулю. При этом субъективная ценность денежного вознаграждения для них не изменилась.

«Префронтальная кора мозга играет ведущую роль в восприятии такой абстрактной информации, как вероятность возможных исходов. Мы показали, что существует причинно-следственная связь между активностью дорсолатеральной префронтальной коры и тем, какую лотерею человек выберет. Также, возможно, именно она объединяет эту информацию с другими аспектами выбора для принятия финального решения, например с информацией о размере денежного выигрыша, — рассказывает старший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Ксения Паниди.  — Изучение нейрональных механизмов может в будущем привести к лучшему пониманию патологического поведения, например игромании, когда человек систематически предпочитает рискованные решения даже в ущерб собственному благосостоянию».

Текст: пресс-служба ВШЭ