Почему зуд можно снять поглаживанием?

На этот вопрос удалось ответить исследователям из США, Японии и Тайваня, которые нашли в спинном мозге специфический нейрональный механизм «поглаживания», затормаживающие «нейроны зуда», и рассказали об этом в журнале The Journal of Neuroscience. Выяснилось, что именно благодаря этому механизму и низкопороговым механорецепторам можно мягким трением унять зудящую часть тела.

Credit: Tasuku Akiyama et al. /Journal of Neuroscience, 2020

Время надоедливых зудящих кровопийцев уже почти прошло, но все еще помнят, насколько бывает невыносимо унять зуд от укуса комара. Кроме того, вокруг нас много других источников, которые могут вызвать неутолимую чесотку. В этих случаях кто-то пользуется мазями, смягчающими неприятные ощущения, но есть и более естественное средство – поглаживания.

О том, как и почему работает этот механизм, задумалась международная группа исследователей, которая подошла к вопросу экспериментально и с помощью серии опытов показала всю цепочку нейронных «посредников» от поглаживаний до снятия зуда. Ученые обратили внимание на один из типов низкопороговых (высокочувствительных) механорецепторов, которые возбуждаются во время мягких прикосновений. Эти нервные клетки относятся к типу сенсорных нервов, производящих везикулярный транспортер глутамата 3 (VGLUT3). В исследованиях уже показывали, что их возбуждение приводит к торможению сенсорных сетей спинного мозга и снятию чесотки.

Нейробиологи вводили мышам различные вещества, вызывающие зуд, а затем поглаживали место инъекции щеточкой, параллельно наблюдая за реакцией нейронов спинного мозга. Тем самым они убедились, что во зуд действительно появляется из-за активации некоторых нейронов задних рогов спинного мозга, а поглаживание эту активность сначала повышает, а затем снижает.

Затем, чтобы выяснить, какое место в этом процессе занимают нейроны VGLUT3, исследователи воспользовались методом оптогенетики, встроив в них светочувствительные белки. При их отключении светом зуд у мышей не снижался даже после интенсивных поглаживаний – они продолжали постоянно почесываться под действием инъекции. А вот при их возбуждении животные через небольшое время переставали чесаться вовсе, а нейроны «зуда» в заднем роге спинного мозга реагировали так же, как и на поглаживание – активировались, а затем «умолкали».

Таким образом, исследователям удалось восстановить «картину событий» – мягкие прикосновения возбуждают сенсорные волокна VGLUT3; они, в свою очередь, активируют тормозные нейроны спинного мозга, в те затормаживают «нейроны зуда». И мы теперь можем пользоваться этим средством более осознанно.

Low-threshold mechanosensitive VGLUT3-lineage sensory neurons mediate spinal inhibition of itch by touch by Kent Sakai, Kristen M. Sanders, Shing-Hong Lin, Darya Pavlenko, Hideki Funahashi, Taisa Lozada, Shuanglin Hao, Chih-Cheng Chen and Tasuku Akiyama in Journal of Neuroscience. PublishedSeptember 2020