Нейростарости. Как разморозить мозг, не повредив синапсы (видео)

17 апреля 2018

Группа ученых и инженеров из компании 21st Century Medicine впервые сумела разморозить мозг млекопитающего после криоконсервации, сохранив в нем нейронные связи. Столь выдающееся достижение опубликовано в журнале Cryobiology научной издательской группы Elsevier.

Размороженные клетки гиппокампа кролика. Сredit: McIntyre et. al.

Криоконсервация (посмертное замораживание мозга) — один из потенциальных методов продления  жизни сознания после смерти организма — по-прежнему считается весьма дискуссионным вариантом, в первую очередь из-за того, что процедуры замораживания и размораживания разрушают структуру синаптических связей. Команда во главе с Робертом Маклинтуром заявила, что используя новый метод криоконсервации, им удалось обойти эту проблему.

В своих экспериментах ученые вымывали из мозга кроликов и свиней кровь при помощи специального устройства, а затем заполняли его фиксирующим раствором глутарового альдегида и криопротектором с этиленгликолем. После чего охлаждали мозг до -135 градусов Цельсия и хранили их от двух дней до нескольких недель. Затем  размораживали и вымывали криопротектор с фиксирующим раствором, а затем изучали мозг.

Схема удаления жидкостей из мозга кроликa. Сredit: McIntyre et. al

Оказалось, что после всех манипуляций синаптическая микроструктура мозга осталась неповрежденной. Это подтвердила электронная микроскопия (см. иллюстрацию и видео). По словам исследователей, поскольку синапсы остались целыми и в гиппокампе, это позволяет надеяться на сохранение долговременной памяти при криоконсервации.

Сredit: McIntyre et. al