Ученые открыли «вздыхательные» нейроны

В научной среде обычно принято считать верхом публикационной карьеры статью в Nature. Тем не менее, всё-таки то, что этот журнал изначально задумывался и издавался как научно-популярный, накладывает свой отпечаток. Помимо научного уровня  работы в ней должно быть что-то «острое», которое можно показать простому человеку. Поэтому ученым из Университета Калифорнии в Лос-Анжелесе и Стэнфорда было несколько проще опубликовать в Nature свою работу по нейромолекулярным механизмам, потому что эти механизмы регулируют… вздохи.

31eb5838307e7c2757865c81751f1a67

В любом издании, будь-то научно-популярное или просто популярное, об этом результате напишут, а в русскоязычном еще непременно вспомнят строку про «любовь — не вздохи на скамейке». Тем не менее, результат и впрямь весьма важный: впервые удалось выделить специфические нейроны, которые отвечают за двойной вдох, который обычно называется вздохом и установить нейромедиаторы, которые передают команду на вздох.

Наблюдение над 19 тысячами (!) вариантами экспрессии  генов у 14-дневных мышиных эмбрионов показало, что некоторые нейроны дыхательных ядер (ретротрапециевидного и парафациальных, RTN/pFRG) вырабатывают нейромедиаторы-пептиды нейромедин B (Nmb) и гастрин-рилизинг-пептид (Grp). Эти вещества поступают в несколько групп по примерно 200 нейронов в комплекс пре-бётцингер,  который и вызывает вздох.  Отдельная обработка этих нейронов Nmb и Grp приводила к вздоху, а выжигание этих клеток приводило к тому, что мыши не могли вздыхать.

Впрочем, открытие механизма нейрообеспечения вздохов, которые физиологически нужны для расправления альвеол,  пока что ничего не говорит о связи вздохов с эмоциями, которые хорошо нам известны.