Нейростарости: как танцы помогают мозгу не стареть

По мере того, как человек становится старше, он все больше страдает от снижения психической и физической работоспособности. Особенно, если его поразил один из многих подстерегающих пожилых людей нейродегенеративных недугов, например, болезнь Альцгеймера. В исследовании, опубликованном в 2017 году в журнале «Frontiers in Human Neuroscience» показано, что пожилые люди, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, могут обратить начинающиеся симптомы старения мозга, а самый лучший эффект дают танцы.

Credit: Stockvault

Предыдущие исследования показали, что физические упражнения могут бороться со спадом работоспособности мозга, связанным с возрастом, но оставалось неизвестным, влияет ли на результат конкретный вид активности. Эта работа и была посвящена поиску такого вида активности.

Пожилые добровольцы (средний возраст около 68 лет) в рамках полуторагодового исследования еженедельно занимались физическими упражнениями. Ученые разделили испытуемых на две группы. Одна группа занималась танцами, вторая – тренировками на выносливость и гибкость.

Обе группы показали увеличение объема гиппокампа в головном мозге. Это важно, потому что именно эта область может быть склонна к возрастному спаду производительности и деградации, например, при болезни Альцгеймера. Гиппокамп играет ключевую роль в работе памяти и научения, а также помогает сохранять душевное равновесие: так, в нем находятся клетки, запускающие или «отключающие» тревожность.

«Упражнение имеет благоприятный эффект замедления или даже обращения вспять связанного с возрастом упадка умственной и физической работоспособности», — говорит д-р Катрин Рехфельд, ведущий автор исследования из Немецкого центра нейродегенеративных заболеваний в Магдебурге, Германия. «В этом исследовании мы показываем, что два разных типа физических упражнений (танцы и тренировка на выносливость) увеличивают участок мозга, который приходит в упадок с возрастом. При этом, только танцы приводили к заметным изменениям в поведении с точки зрения улучшения душевного равновесия»

Разница, которую увидели ученые, по-видимому, была обусловлена тем, насколько разнообразной была программа занятий, и как часто в рамках нее было нужно разучивать что-то новое. Так, традиционная программа обучения фитнесу проходила в основном в повторяющихся упражнениях, таких как велоспорт или скандинавская ходьба, а вот группе танцоров нужно было учить что-то новое каждую неделю.

Д-р Рехфельд объясняет: «Мы пытались предоставить танцевальной группе постоянно меняющиеся танцпрограммы разных жанров (джаз, Square, «латина», кантри). Шаги, комбинации движений рук, фигуры, скорость и ритмы менялись каждую вторую неделю, чтобы постоянно держать их в процессе обучения. Самым сложным аспектом для них было вспомнить порядок движений при ограниченном времени и без каких-либо сигналов от инструктора».

Предполагается, что именно это дает заметную разницу в уравновешенности, которую показывают участники танцевальной группы по сравнению с теми, кто занимался фитнесом. Д-р Рехфельд и ее коллеги планируют учитывать полученные данные при разработке новых фитнес-программ, которые помогут максимизировать антивозрастные эффекты для мозга.

«Сейчас мы тестируем новую систему под названием« Jymmin» (расслабление и гимнастика). Это сенсорная система, которая генерирует звуки (мелодии, ритмы), основанные на физической активности. Мы знаем, что пациенты с деменцией выдают сильные реакции при прослушивании музыки. Мы хотим объединить многообещающие свойства физических упражнений и активной музыки применительно к пациентам с деменцией».

Текст: Полина Гершберг