ЭЭГ предскажет успехи в чтении

Изучая ЭЭГ ребёнка, можно предсказать его успехи в обучении чтению. Об этом свидетельствует исследование нейробиологов и педагогов из Университета Бингемтона, штат Нью-Йорк. Работа опубликована в журнале Psychophysiology.

 reading-predictory-brain-activity-neurosciencenews-public

Исследователи Сара Ласло и Маллори Ститес измеряли активность мозга детей, а затем сравнили её с табелями успеваемости, их словарным запасом и другими успехами в чтении, которых дети достигли за два года после измерения.

Ласло и Ститес использовали связанные с событиями потенциалы (ERP), чтобы установить: эти потенциалы различались у детей, которые показывали успешное чтение в последующие годы, и детей, которые этих успехов не показывали.

Потенциал, связанный с событиями (ERP) –  это электрофизиологическая реакция мозга, которая формируется от какого-нибудь конкретного чувствительного, познавательного или двигательного стимула, и которую можно измерить. По своей сути, ERP – это любой электрофизиологический ответ мозга на стимул, который измеряется с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ).

«Ваш мозг – это то, что позволяет вам делать всё: от математики до проектирования зданий и создания искусства, –  сказала Ласло, адъюнкт-профессор  психологии Бингемтонского университета. –  Если мы посмотрим, как работает мозг во время чтения, то сможем предсказать, как овладение этим навыком  будет развиваться дальше».

В ходе эксперимента дети молча, про себя, читают список слов. Во время чтения детей  иногда называли по имени для того, чтобы убедиться, что дети и внимательны и понимают текст. У детей, показывающие лучшие результаты в тестах EPR, связанные с фонологической (слуховой) и семантической обработке, имели общие отличительные признаки.

«Фонологическая обработка –  это способность озвучивать вещи, а семантическая обработка – это понимание значения слов,  –  объясняет Ласло. –  Как способность связать слово «рыба» со скользким существом, которое плывёт под водой».

При оценке успехов в чтении детей учитывались и другие факторы: учителя, поддержка родителей, возраст и тот объем информации, который они читают дома.

«Главная ценность нашего исследования состоит в том, что, когда у детей возникают проблемы с чтением, они нуждаются в дополнительной помощи, которая может быть сложной для ребенка и стигматизирующей  его, и часто неэффективной, – говорит Ласло. – Используя долгосрочные прогнозы об успехе, мы можем предоставить им дополнительную помощь, которая им нужна, до того, как они  реально начнут отставать».

Сейчас команда работает над статьей, которая фиксирует результаты первых четырех лет исследований. В конце пятого года Ласло и ее команда посмотрят, какие прогнозы можно сделать относительно долгосрочного прогресса в чтении, основанного на ERP.

Текст: Инна Егорова

Psychophysiology

«Time will tell: A longitudinal investigation of brain-behavior relationships during reading development»  by Mallory C. Stites, and Sarah Laszlo in Psychophysiology. Published online February 21 2017 doi:10.1111/psyp.12844

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *