Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 16: нейроны щекотки

12 декабря 2019

Мы продолжаем рассказывать о нейронаучных новостях, вышедших в топовых журналах Science и Nature. Авторы статьи из Бернштейновского центра вычислительной нейробиологии берлинского Гумбольдовского университета, вышедшей в Scienсе, переплюнули многие работы в этих журналах. Они обратили внимание на такой важный элемент нашей жизни, как щекотку. И даже сумели обнаружить нейроны, ответственные за неё. Правда, у крыс.


Авторов статьи интересовали нейробиологические основы одного из типов щекотки, гаргалесиса, который, в отличие от книсмесиса, легкой дрожи, пробегающей по организму от касания в «щекотных» местах, вызывает смех и не может быть вызван человеком самим у себя.

Предыдущие исследования показали, что когда человек щекочет крысу, та издаёт ультразвуковой «смех» (частота звука – 50 000 Гц, человек способен различать обычно до 20 000 Гц) и время от времени подпрыгивает (как кажется, внезапно для себя самой).

В работе Михаэля Брехта и его коллеги во время щекотки снималась активность нейронов по всей глубине соматосенсорной коры в области, ответственной за туловище крысы.

Оказалось, что щекотка активирует глубокие слои кортикальных колонок ратикулюса (ратикулюс – зона соматосенсорной коры, ответственной за тело крысы, аналогичная зона соматосенсорной коры человека называется гомункулусом), а именно, нейроны слоев 4-5, и иногда – 6: из шести слоёв кортикальной колонки.

Когда учёные возбуждали эти нейроны, оказалось, что крысы снова «смеются» и прыгают от радости (а такие прыжки немцы со свойственной их языку слоновьей грациозностью назвали freudensprünge – “радостные скачки”). Если же крыс поместить в условия повышенной тревоги (как считали экспериментаторы, на самом деле, животных помещали под яркий свет или помещали высоко над полом, или и то, и другое), то активность «щекотных нейронов» спадала.

Кроме этого, выяснилось, что когда крыса играет с экспериментатором (любимая игра – «прогонять» руку учёного, опущенную в клетку), у крысы активировались те же нейроны, что и при щекотке! Известный факт, что крысы «смеются» во время социального взаимодействия, по словам учёных, наводит на мысль, что щекотка – как и взаимный груминг у животных – представляет собой очень древний способ межособевого взаимодействия.

Текст: Алексей Паевский

Ishiyama, S., & Brecht, M. (2016). Neural correlates of ticklishness in the rat somatosensory cortex. Science, 354(6313), 757–760. doi:10.1126/science.aah5114