Нейростарости: в хронических болях «виновата» микроглия

Хроническую нейропатическую боль , от которой страдает более десяти миллионов человек по всему миру, можно уменьшить или даже полностью ликвидировать, воздействуя на микроглию — особые клетки мозга, которые в норме призваны обеспечивать иммунитет (большую статью о микроглии читайте на нашем портале). Это выяснили учёные из Государственного университета Рутгерс в Нью-Джерси, а результаты их работы опубликовали в 2016 году сразу в двух журналах:Nature Communications и Cell Reports.

Исследование указывает на то, что нейропатическую  боль  можно смягчить, если обрабатывать травму специальным образом в течении нескольких дней. Изображение взято из пресс-релиза Рутгерса.

«Основная мысль состояла в том, что микроглия, которая, по идее, должна работать нормально, по какой-то причине становится токсичной и приводит к тому, что развиваются нейропатические боли», — объясняет выбор направления работы Лонг-Чжун Ву (Long-Jun Wu), профессор клеточной биологии и неврологии в университете Рутгерса.

Ву и его команда обнаружили, что хроническая нейропатическая боль формируется тогда, когда в результате травм, операций или таких тяжёлых заболеваний, как диабет или опухоль, повреждаются нервы. И оказалось, что подобный исход можно избежать, либо значительно снизить его тяжесть, если в течение нескольких дней после травмы удастся целенаправленно ликвидировать клетки микроглии .

«Если мы сможем поймать это окно в течение одного-пяти дней после повреждения нерва, в течение которого устроим препятствие деятельности микроглии , то мы сможем частично обратить хронизацию боли», — говорит Ву.

Исследование указывает на то, что нейропатическую боль можно смягчить, если обрабатывать травму специальным образом в течении нескольких дней. Изображения взято из пресс-релиза Рутгерса.

Невропатия возникает тогда, когда при травме, нервном заболевании или операции затрагиваются нервные тяжи. Этот вид боли , в отличие от физиологической, сохраняется даже после выздоровления и часто устойчив к действию обезболивающих препаратов, как ацетаминофен или напроксен. В то же время опиаты, которые часто используются для облегчения болевых проявлений, имеют массу побочных эффектов и тоже не всегда эффективны для пациентов с нейропатической болью .

В ходе лабораторных исследований на мышах Ву и его коллеги использовали химиотерапевтические препараты, которые тормозили пролиферацию микроглии , иммунных клеток мозга. Подобным образом онкологические препараты «запрещают» делиться злокачественным клеткам. Результаты экспериментов на мышах показали, что этот препарат значительно снижает болевые ощущения после травмы.

«Что нужно делать — так это, в первую очередь, предотвращать «размножение» раковых клеток. Считалось, что они несут пользу для здорового мозга, но в ходе наших исследований обнаружилось, что эти клетки инициируют нейропатический тип боли и в итоге приводят к тому, что она становится хронической», — отмечает Ву.

Нужно отметить, что учёные исследуют клетки микроглии как инициатора невропатической боли в течение последних двух десятилетий, исследователи Рутгерса первыми определили, что они точно поддерживают это состояние. Ву и его коллеги обнаружили, что приумножение таких клеток — один из главных источников боли . Это открытие поможет в разработке более эффективных обезболивающих препаратов с гораздо меньшим количеством побочных эффектов.

«Наше исследование наталкивает мысли об интригующих возможностях того, что если полностью избавиться от пролиферации микроглии , то можно найти совершенно новый подход для управления болью . Мы надеемся, что позволит вести более успешную борьбу с этой разрушительной болезнью», — замечает исследователь.

Microglia and monocytes synergistically promote the transition from acute to chronic pain after nerve injury by Jiyun Peng, Nan Gu, Lijun Zhou, Ukpong B Eyo, Madhuvika Murugan, Wen-Biao Gan & Long-Jun Wu in Nature Communications. Published online June 2016 doi:10.1038/ncomms12029