Нашлись различия в гиппокампе приматов и крыс

30 мая 2023

Ученые обнаружили, что обыкновенная мартышка, ведущая дневной образ жизни, ориентируется в окружающей среде иначе, чем ранее изученные крысы, что отражает ее уникальную экологическую адаптацию к условия окружающей среды. Результаты своего исследования они опубликовали пока что в виде препринта в электронном архиве препринтов BioRxiv.

Credit: public domain

Гиппокамп — это филогенетически древняя структура мозга млекопитающих, которая участвует в процессе создания пространственной памяти и навигации. Понимание того, как гиппокамп поддерживает когнитивное картографическое представление внешнего мира, впервые появилось благодаря записям всплесков активности отдельных нейронов у свободно перемещающихся крыс, когда животные занимали определенные места в лабиринте.

После открытия пространственных клеток выяснилось, что имеется богатое разнообразие кодирующих пространство нейронов как в гиппокампе, так и в функционально связанных с ним областях мозга. На основе пространственной навигации, которую всесторонне изучили на грызунах, исследователи признали гиппокамп глобальной системой позиционирования (GPS), которая позволяет формировать когнитивную карту окружающей среды.

В новом исследовании ученые обнаружили, что приматы, известные своим уникальным дневным зрением, ориентируется в мире совершенно иначе, чем хорошо изученные крысы. В отличие от грызунов, которые используют низкоскоростные движения головы и тактильные исследования усов, мартышки пользуются визуальными сигналами, полагаясь на быстрые перемещения взгляда во время стояния и минимизируя движения головы во время навигации.

«Мы видим, что стратегии исследования и навигации отражают адаптацию каждого вида к его экологической нише. Для обезьян зависимость от визуальных сигналов согласуется с их нормальным поведением в течение дня», — говорят исследователи.

Наиболее отчетливо видны различия на клеточном уровне гиппокампов примата. Области гиппокампа CA3/CA1 обезьян проявляют избирательность в отношении трехмерного изображения, ориентации головы и местоположения в меньшей степени. Таким образом, взгляд играет определяющую роль в пространственной навигации.

Также отличия в пространственной системе крыс от обезьян наблюдаются в отсутствии у приматов ритмичных тета-колебаний потенциалов локального поля во время передвижения. Вместо этого у них тета-ритм, вызванный перемещением головы, минимален, а за ним следует активация интернейронов с последующими различными изменениями в активности пирамидальных клеток.

Результаты исследования показывают, что визуальное изучение среды у приматов и лежащая в его основе специализация гиппокампа отличаются от таковых у крыс. Это отражает особенности восприятия обезьян, связанных с дневным зрением. Полученные результаты не только открывают путь к более глубокому пониманию пространственной навигации у разных видов млекопитающих, но и потенциально могут привести к прогрессу в изучении функций человеческого мозга.

ТекстДенис Бурляй