Особенности мозга эрудированного человека

19 августа 2019

Как и следовало ожидать, отлично эрудированные люди имеют особенности в функционировании мозга. Какие именно – показали нейробиологи из Университета Рур-Бохум и Университета Гумбольдта-Берли с использованием магнитно-резонансной томографии. Результаты представлены в European Journal of Personality.

Уровень эффективности структурных сетей мозга, связанный с общей эрудированностью. Повышается организация таких областей мозга, как парагиппокампальный, постцентральный, медиальный орбитофронтальный, верхний фронтальный, поясной, островковый регионы. Credit: E. Genç et al. /European Journal of Personality 2019

Для анализа в исследование включили 324 человека в возрасте от 18 до 75 лет. Всем им провели специальную МРТ, называемую диффузно-тензорной трактографией. Этот вид магнитно-резонансной томографии позволяет реконструировать пути нервных волокон и, таким образом, получить представление о структурных свойствах мозга. Иными словами, он дает возможность проследить связи и нейронные контуры головного мозга. С помощью математических алгоритмов исследователи изучали «эффективность» мозга и сети структурных волокон, которыми он образован. Кроме этого, мозг изучался при помощи обычной МРТ и функциональной МРТ.

Этапы обработки и анализа информации по 34 регионам коры головного мозга и 8 подкорковым зонам в каждом полушарии. Credit: E. Genç et al. /European Journal of Personality 2019

Участники также прошли общий тест знаний Бохума, который состоит из более чем 300 вопросов из различных областей знаний, таких как искусство, архитектура, биология и химия, кроме того измерили так называемый «подвижный интеллект» (способность воспринимать и запоминать новое, решать проблемы, с которыми человек раньше не сталкивался). И, наконец, соотнесли результаты теста с полученными в ходе сканирования данными.

Как показал анализ полученных результатов, более эрудированными оказались люди с более развитой, а значит, более эффективно функционирующей нейронной сетью (имеются в виду как количество нейронов, так и количество связей с другими нервными клетками, то есть разветвленность нейронной сети). Исследователи предполагают, что отдельные единицы знаний рассредоточены по всему мозгу в форме фрагментов, и для обобщения знаний и установления ассоциаций между ними как раз необходимо поддерживать связь между различными областями мозга.

Пример: чтобы ответить на вопрос о том, какие константы встречаются в теории относительности Эйнштейна, вы должны связать значение термина «константа» со знанием теории относительности и соответствующими формулами. Мало того, что вы просто помните эту информацию, указанные знания должны быть связаны между собой через сеть нервных волокон. И если соблюдены оба условия – можно получить ответ на вопрос. То же самое касается и других областей науки.

Таким образом, для того, чтобы быть эрудированным, нужно не только запоминать отдельные факты, но и строить ассоциации между ними. Чему способствуют различные интеллектуальные упражнения на поиск взаимосвязей и постоянное осваивание новой информации, например, в виде онлайн-курсов.

И еще один необычный результат: если связность мозга позволяла адекватно предсказать общую эрудированность человека без каких-либо поправок на возраст и пол, то с подвижным интеллектом все вышло сложнее: у мужчин предиктивной силой обладал объем серого вещества, а вот у женщин — функциональная связность нейронных сетей. Так что, судя по всему, мужчины и женщины по-разному задействуют различные системы хранения и обработки информации. А то, что этих систем много, сомневаться не приходится.

Текст: Дарья Тюльганова

The Neural Architecture of General Knowledge by Erhan Genç, Christoph Fraenz, Caroline Schlüter, Patrick Friedrich et al. in European Journal of Personality. Published online July 2019.

Читайте материалы нашего сайта в FacebookВКонтактеЯндекс-Дзен, Одноклассниках и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.