Картинка дня: «разрезатель времени», измеривший скорость нервного импульса

Credit: public domain

Этот странный диск диаметром менее 20 сантиметров носит гордое название «дифференциальный реотом», сиречь «разрезатель времени».  Возраст его весьма почтенен: в 2018 году ему исполняется аккурат полтора века.  Его придумал пионер экспериментальной нейрофизиологии, немец Юлиус Бернштейн (1839-1917). Именно при помощи этого диска в 1868 году Бернштейн впервые в истории сумел более-менее достоверно измерить скорость распространения нервного импульса по нервному волокну лягушачьей лапки. Через полвека, в 1902 году именно Бернштейн впервые сформулирует мембранную гипотезу потенциала действия и потенциала покоя нервной клетки и введет сами эти понятия.

А вот как работал его реотом:

Эксцентрик на вращающемся диске на короткое время замыкает цепь для электрического стимулирования нерва, а затем вторую цепь, в которой гальванометр записывал электрическую активность нерва или мышцы (“отрицательное изменение” — «перевернутая» форма потенциала действя). Время задержки между стимулом и интервалом записи устанавливаются путем регулирования угла между двумя переключателями. Скорость вращающегося колеса и ширина эксцентрика установлены так, что гальванометр подключается к записывающему электроду всего лишь через долю миллисекунды.

«Перевёрнутый» потенциал действия, записанный Бернштейном.

Поэтому сей диск вписал свою схему золотыми линиями в историю нейронаук. А о самом его создателе (и, фактически, одном из создателей экспериментальной нейрофизиологии) мы расскажем на следующей неделе.

Разыскания Алексея Паевского