Шванновские клетки от Теодора Шванна

Credit: «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений. (Mikroskopische untersuchungen uber die uebereinstimmung in der struktur und dem wachsthum der thiere und pflanzen, 1839) М., 1939

Всем тем, кто имеет хоть мало-мальское представление об анатомии нервной системы, хорошо известно, что миелиновую оболочку периферических нервных клеток составляют так называемые шванновские клетки, ночной кошмар человека, набирающего текст о нервной системе на устройстве с автозаменой, которая упрямо превращает их в ивановские клетки. Сейчас нам известно, что существует как минимум три типа шванновских клеток — и только один из них — классический миелинизирующий. Не так давно стало ясно, что эти клетки образуют новый орган болевой чувствительности. Хорошо также известно, что эти клетки получили свое название по имени человека, впервые их увидевшего, соавтора клеточной теории, немецкого анатома и гистолога Теодора Шванна. Но какими их увидел сам Шванн? На картинке дня — иллюстрация к советскому переизданию его классического труда Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений. (Mikroskopische untersuchungen uber die uebereinstimmung in der struktur und dem wachsthum der thiere und pflanzen, 1839). В таблице IV не очень четко дан рисунок 9, нервное волокно из блуждающего нерва теленка.

Вот репродукция Акселя Каренберга из оригинальной статьи 1839 года:

Тоже видно не очень хорошо. А вот — нервные волокна из свиного зародыша.

Тем не менее, эти маленькие козявки (в особенности, помеченные буквой d на рисунке 9) — это и есть те самые шванновские клетки, кажется, первые глиальные клетки, которые человек увидел в микроскоп.