У детей с аутизмом механизмы понимания речи и говорения нарушены по-разному

22 августа 2021

Российские и американские ученые впервые сравнили между собой порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях у одной и той же группы детей с расстройствами аутистического спектра. Исследователи опровергли существовавшую гипотезу о том, что детям с РАС сложнее понимать чужую речь, чем выражать свои мысли словами. Результаты работы в дальнейшем помогут лучше диагностировать речевые нарушения и проводить грамотную коррекцию и реабилитацию речи. Статья опубликована в журнале Research in Developmental Disabilities.


Речевые нарушения встречаются примерно у 75% детей с расстройствами аутистического спектра. При этом остро стоит вопрос, что именно — порождение или понимание речи — у них нарушено в большей степени. Существовала гипотеза, что порождение речи сохраняется лучше, чем ее понимание, и именно этот паттерн специфичен для РАС. Теперь исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ, Федерального ресурсного центра по оказанию комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ и Хаскинских лабораторий (Нью-Хейвен, США) опровергли эту гипотезу.

Ученые протестировали 82 русскоговорящих ребенка с РАС и сравнили их способности порождения и понимания речи на разных лингвистических уровнях. Для тестирования ученые использовали разработанный в Центре языка и мозга тест речевых навыков КОРАБЛИК. Сравнение происходило по трем направлениям: лексическом (порождение и понимание слов), морфосинтаксическом (предложения) и дискурсивном (связные тексты). Результаты показали, что единого паттерна в речи детей с РАС не существует. Поэтому нельзя сказать, что говорить самим у них обязательно получается лучше, чем понимать окружающих. Кроме того, разница между порождением и пониманием речи зависит от лингвистического уровня: порождение отдельных слов у детей с РАС нарушено сильнее, чем понимание; порождение и понимание предложений нарушено в одинаковой степени; порождение связных текстов более сохранно, чем их понимание.

«Для нас в этой работе было важно не только описать разницу между порождением и пониманием речи у детей с РАС на разных лингвистических уровнях, но и понять, влияет ли на эти паттерны уровень невербального интеллекта ребенка», — рассказывает соавтор статьи Вардан Арутюнян.

Чтобы узнать, влияет ли невербальный IQ на паттерны порождение и понимания речи, детей с РАС разделили на имеющих и не имеющих интеллектуальные нарушения. На лексическом уровне различия отсутствовали. Однако на морфосинтаксическом уровне была выявлена разница: у детей без интеллектуальных нарушений порождение и понимание предложений и текстов было нарушено в одинаковой степени. В то время как у детей с нарушениями понимание предложений было более сохранно, чем порождение, а порождение текстов более сохранно, чем понимание.


Текст: НИУ ВШЭ, Александра Медведева