Виртуальная реальность для людей с аутизмом

Дефицит общения и трудности в регулировании мыслей и эмоций могут привести к социальной изоляции и низкой самооценке. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) развили социально-когнитивные навыки и показали улучшение реальных отношений после тренировок в виртуальной реальности благодарю Центру здоровья мозга Университета Техаса в Далласе (Center for BrainHealth at The University of Texas). Исследование, опубликованное в Computers in Human Behavior, показало, что новая тренировочная программа виртуальной реальности даёт весьма положительные результаты.

 «Люди с аутизмом могут почувствовать себя подавленными и тревожными в социальных ситуациях. Тренировочная платформа виртуальной реальности создаёт безопасное место для участников, позволяя практиковать бытовые ситуации без страха перед последствиями», — отмечает Нияз Дидебани (Nyaz Didehbani), исследователь из Центра здоровья мозга.

 Участники, которые завершили тренировку, гораздо лучше начинали приспосабливаться к окружающему реальному миру и сообщали, что их взаимоотношения с людьми улучшались. Нейрокогнитивное исследование показало значительный прорыв в эмоциональном узнавании, то есть в понимании действий других людей и способности решать проблемы.

 Для исследования 30 человек в возрасте от 7 до 16 лет с высокофункциональным аутизмом разделили на группы по двое. Команды прошли десять часовых тренировок в виртуальной реальности в течение 5-недельного периода. Участники изучали стратегии и практиковали бытовые ситуации, такие как первая встреча с ровесником, противостояние хулигану, приглашение кого-либо на вечеринку. Участники взаимодействовали с двумя врачами через виртуальных аватаров. Один из врачей играл роль тренера, предоставляя инструкции и руководя действиями, в то время как другой был партнёром, изображающим одноклассника, хулигана или учителя в зависимости от сценария мира, подобного видеоигре.

Microsoft Word - CHB_PedsVRFigure 5 Final Microsoft Word - CHB_PedsVRFigure1 Final

Cцены из эпизодов виртуальных тренировок

«Это исследование строится на прошлых работах, которые мы проводили на взрослых с РАС, и демонстрирует, что виртуальная реальность может стать многообещающей и мотивирующей основой для обеих возрастных групп. Однако, мы впервые объединили участников для того, чтобы улучшить социальное обучение. Понятно, что отношения в жизни начинаются с разговоров в виртуальном мире. По нашему мнению, это отличная возможность начинать и поддерживать разговор, интерпретировать эмоции и судить о качестве дружбы», — говорит Тандра Эллен (Tandra Allen) глава виртуальных тренировочных программ в Центре здоровья мозга.

 Дэниэл Кравчук (Daniel Krawczyk), профессор Техасского университета, вкладывает большие надежды в то, что ключевые социальные навыки можно улучшить с помощью метода виртуальных тренировок.

Текст: Асват Валиева

Virtual Reality Social Cognition Training for children with high functioning autism by Nyaz Didehbani, Tandra Allen, Michelle Kandalaft, Daniel Krawczyk, and Sandra Chapman in Computers in Human Behavior. Published online September 2016 doi:10.1016/j.chb.2016.04.033