Всего 40 нервных клеток — не проблема

Как известно в человеческом мозге 100 млрд нервных клеток, и это далеко не точная цифра. А вот российским ученым из ИППИ РАН, МГУ и СПбГУ три года назад удалось прочитать геном существа, у которого всего около 40 нервных клеток, о чем они написали в журнале Current Biology.

Мужская (справа) и женская особи) Intoshia linei

Это существо — Intoshia linei (ортонектид). Он — паразит, живущий в морских беспозвоночных организмах. Раньше думали, что у него вообще нет нервной системы и именно Intoshia linei стало переходным звеном между одноклеточными и многоклеточными, но некоторые данные, включая геномные, указывают на то, то организм пережил деградацию, в связи с паразитическим образом жизни. Он утратил часть генов, регулирующих деятельность нервной системы, кроме ключевых.

Геном Intoshia linei по простоте не уступает нервной системе: в нём всего 9000 генов. Их анализ интересен тем, что с его помощью возможно узнать «минимальный набор генов», при котором сохраняются основные признаки билатеральных (двусторонне-симметричных) животных и работающей нервной системы.

The Genome of Intoshia linei Affirms Orthonectids as Highly Simplified Spiralians