Почему женщины чаще страдают мигренью?

19 августа 2018

Учёные провели глубокий анализ литературы и выяснили, почему женские половые гормоны повышают склонность к мигренозным головным болям. Они воздействуют на один тип рецепторов, который широко «разбросан» по нейронам ганглиев тройничного нерва и задних чувствительных спинномозговых корешков, и повышают их восприимчивость к мигрени.  Подробный обзор об этом опубликован в журнале Frontiers in Molecular Biosciences.

Credit: unsplash

«Мы наблюдаем  значительные различия в экспериментальных моделях мигрени между мужчинами и женщинами и пытаемся понять молекулярные связи, ответственные за эти различия. Хотя это сложный процесс, мы считаем, что модуляция тройнично-сосудистой системы половыми гормонами играет важную роль, которая не была должным образом решена», — объясняет профессор Антонио Феррер-Монтьель (Antonio Ferrer-Montiel) из университета Мигеля Эрнандеса в Эльче, Испания.

Антонио Феррер-Монтьель и его команда рассмотрели половые гормоны, их способность вызвать головную боль, а также реакцию на них ноцицепторов –  специализированного класса сенсорных нейронов, которые активируются только в случае болевых раздражителей, потенциально способных повредить ткани. В их мембране содержатся специфические неселективные катионные ионные каналы транзиторного рецепторного потенциала (TRP), которые действуют в качестве молекулярных датчиков вредных химических и физических стимулов.

Учёные пришли к выводу, что некоторые гормоны (тестостерон) защищают от приступов мигрени, тогда как другие (пролактин и эстроген) усугубляют болевой стимул именно из-за взаимодействия с подтипами каналов TRP. Например, эстроген может взаимодействовать именно с тем его подтипом, который в основном располагается в мембранах нейронов тройничных ганглиев (крупных скоплений тел клеток, входящих в состав тройничных нервов) и ганглиях чувствительных спинномозговых корешков, повышая возбудимость клеток, которые начинают посылать болевые сигналы. К этому присоединяется «коктейль» воспалительных факторов (например, простагландины, брадикинин и другие), возникает вазодилатация (расширение) сосудов твердой мозговой оболочки, и развивается мигренозный приступ.

Эстроген определен как фактор, благодаря которому мигрень широко распространена именно у женщин. Феррер-Монтьель предупреждает, что их работа пока что лишь предварительная, так как необходимо провести дальнейшие исследования, посвященные взаимосвязи менструального гормонального цикла с мигренями.

Текст: Екатерина Андреянова, Анна Хоружая

TRP Channels as Potential Targets for Sex-Related Differences in Migraine Pain by Maite Artero-Morales, Sara González-Rodríguez and Antonio Ferrer-Montiel in Frontiers in Molecular Biosciences Published August 2018.

doi:10.3389/fmolb.2018.00073