Будущее российской медицины: искусственный интеллект, таргетная терапия и бизнес

16 февраля 2024

13–14 февраля в Москве проходил Форум будущих технологий. В рамках мероприятия состоялось заседание на тему экосистемы будущих технологий с участием помощника Президента Российской Федерации Андрея Фурсенко, генерального директора Российского научного фонда Александра Хлунова и других. О том, как эксперты предлагают переработать знания в полезный продукт, решить проблемы развития науки в России и усилить ее сотрудничество с бизнесом, читайте в репортаже порталов Indicator.Ru и Neuronovosti.Ru.

Новые вызовы для российской медицины

В 2024 году Форум будущих технологий посвящен применению передовых разработок и технологий в медицине. С 13 по 14 февраля в Москве представители государства, науки, бизнеса и других институтов обсуждают основные задачи в области развития современных технологий и здравоохранения. Мероприятие проводится в рамках Десятилетия науки и технологий в России, объявленного с 2022 года указом Президента Российской Федерации Владимира Путина. Форум начался с заседания на тему экосистемы будущих технологий. Модератором выступил помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко. Он подчеркнул, что менее чем за 100 лет человечество увеличило продолжительность жизни на несколько десятков лет и при этом сохранило способность взрослых людей к труду, спорту и другим повседневным активностям. В огромной степени это случилось благодаря медицине и фармацевтике. Однако перед государством, обществом и бизнесом стоят новые проблемы — изменения климата и миграция людей провоцируют распространение новых болезней, ограничивается доступ к лекарствам и вакцинам. Поэтому в России должны появиться отечественные технологические решения, которые сделают ее конкурентоспособной, самостоятельной и позволят решить глобальные проблемы здравоохранения.

Дмитрий Морозов, основатель и председатель совета директоров биотехнологической компании BIOCAD, рассказал о том, как повысить конкурентоспособность России в научной сфере. Ключевую роль в этом играет воспроизводство научных знаний.

«Научные знания, полученные сейчас — это задел на завтра, но это не задел на послезавтра. Если мы не обеспечиваем систему воспроизводства научных знаний, то фактически говорить о конкурентоспособности как бизнеса, так и страны в целом невозможно», — подчеркнул Морозов. Воспроизводить научные знания позволяют технологические платформы, которые сочетают в себе навыки, умения и оборудования конкретной организации. На основе этой платформы ученые могут создавать любые препараты, а впоследствии бизнес будет выводить их на рынок. Технологические платформы позволяют быстро запускать новые продукты и действовать с опережением: по словам Морозова, российские исследователи могут сделать препараты, которые будут работать не хуже тех, что в дальнейшем принесут к ним зарубежные коллеги.

Таргетная терапия в регионы

Генеральный директор «АстраЗенеки» России и Евразии Ирина Панарина поделилась тенденциями развития фармбизнеса. Сегодня здравоохранение уходит от привычной разработки лекарств к персонализированным системам. Это касается и терапии рака, а точнее — метода с использованием CAR-Т-клеток. Он перепрограммирует собственные клетки человека так, чтобы они сами боролись с опухолью. Недавно «Астразенека» приобрела китайскую компанию, которая способна сократить процесс производства таких клеток от шести недель до одной, сделать CAR-Т-клетки более пригодными для терапии и произвести универсальные клетки сразу для нескольких пациентов.

Другое новшество в медицине — искусственный интеллект. Он способен обработать больше объемы данных о пациентах и медицинских записей. Благодаря этому ученые могут быстро выявить красные флаги — определенные точки, по которым врачи оценивают зону риска пациента. По словам Панариной, этот метод особенно важен для диагностики хронических, в том числе и сердечно-сосудистых заболеваний.

Технологии будущего постепенно проникают и в клинические исследования — сегодня они проводятся в районах, где не так развиты медицинские учреждения и пациентам сложно до них добраться. Базы данных таких исследований сохраняются в централизованном виде, за счет чего ученые могут оценить бремя заболевания и провести раннюю диагностику на основе широкой выборки из разных стран и регионов.

«Потенциал любой страны для проведения клинических исследований основывается как на научном потенциале, так и на перспективе финансирования таких решений. Это очень важно, потому что медицина дешевле не становится — чем более она таргетная, тем более она дорогая», — заявила Ирина Панарина. Важно сохранять стабильность финансирования медицинских технологий и адаптировать его к современным задачам.

Бизнес поддержит амбиции ученых

Олег Гусев, ведущий научный сотрудник Казанского (Приволжского) федерального университета, рассказал о важности сотрудничества науки и бизнеса. Капитал исследовательского проекта — это произведение между финансовыми вложениями, экспертизой и ресурсами. А конкретно у ученых есть еще один фактор — амбициозность задач. Для них должны быть созданы длительные консорциумные программы, десятилетиями развивающие те или иные платформы. Пока в России таких программ нет, однако исследователи могут начать свой проект совместно с бизнесом: например, на одну из работ по изучению мутаций рака в Татарстане с участием Гусева финансирование выдала «Астразенека». Благодаря полным геномным исследованиям ученые выяснили, что у этнических татар есть гены чувствительности к раку. Часто бизнес сам может дать задачи науке. В качестве примера Гусев привел свою будущую поездку в Башкирию, где он будет работать над выводом позитивно настроенных поросят. Мясо свиней с высоким уровнем стресса жестче и содержит больше жира, чем у психически здоровых особей. Употребление в пищу такого мяса уменьшает продолжительность жизни человека. Благодаря финансированию ученые могут совершать открытия в смежных, а иногда и в противоположных областях.

«Вы знаете, был такой ученый — Левенгук. Он открыл феномен криптобиозы и обнаружил, что некоторые животные могут высыхать и не умирать столетиями. Как он это сделал? Он исполнял госконтракт на разработку микроскопов. Ему понадобился мох, чтобы он мог посмотреть, как разработал микроскоп. Он полез на крышу, упал, схватил мох, положил в воду, через час протестировал микроскоп и обнаружил, что там кто-то ожил и двигается. То есть с точки зрения госконтракта — это нецелевое использование средств и времени. Ему давали время на микроскоп, а он открыл целое направление в науке — криптобиологию», — рассказал Олег Гусев.

Работаем на опережение

Председатель совета директоров группы компаний «Мой медицинский центр» Владислав Баранов назвал главные тренды, которые сопутствуют развитию отечественной фармакологии. Кроме персонификации медицины к ним относится фармакогенетика, изучающая то, как наследственные факторы влияют на индивидуальный ответ на лекарства. Так, исследования фармакогенетиков показали, что к аспирину чувствительны всего 65% населения. Современные ученые должны работать над созданием новейших и более эффективных препаратов, которые будут обгонять зарубежные разработки. «Большое количество дженериков, которые заходят на рынок нашей страны — это плюс для пациента. Он может приобретать разные препараты, они по-разному стоят. Но для развития собственного фармбизнеса — это тяжелая история, потому что чем больше дженериков, тем меньше смысл производить свои [препараты]», — подчеркнул Баранов.

Чтобы превратить технологии будущего в технологии настоящего, необходимо проводить непрерывные исследования. Баранов подкрепил свои слова статистикой: за последние 5 лет потребление фармпрепаратов в мире выросло на 14%, а количество радиоустойчивых опухолей каждый год увеличивается на 1,5%. Времени на долгосрочные клинические испытания и исследования нет — необходимо быстро и точечно разрабатывать лекарственные ответы. О том, как ускорить развитие фармацевтических технологий, рассказал Дмитрий Зауэрс, заместитель председателя правления «Газпромбанка». Сегодня для лидерства России нужно научиться рисковать и тестировать неочевидные решения на всех этапах, начиная фундаментальной наукой и заканчивая бизнесом. В этом поможет экономика знаний — система, в которой знания превращаются в общественную пользу и доход. Необходимо создать институты конвертации этих знаний в полезность и поддерживать в этом отечественные инженерные и научные школы. Банки — это одни из организаций, которые могут создавать такие институты с помощью инвестиций и развития научных компаний с точки зрения бизнеса. Например, в 2023 году «Газпромбанк» организовал Фонд «Вызов», нацеленный на поддержку исследований и их коммерциализацию, и научный центр «LIFT», объединяющий научные группы для совместных стартапов.

«Наша миссия — это создавать экономику знаний, помогать коллегам сделать полезное», — заявил Дмитрий Зауэрс.

Своим видением сотрудничества науки и бизнеса поделился и генеральный директор Российского научного фонда Александр Хлунов. По его словам, сегодня Фонд стал неким брокером между бизнесом и научными коллективами: раньше их общение было тяжелым и требовало корректировки. РНФ добился четких технологических заданий от коммерческих компаний и организовал конкурс, по итогам которого лучший научный коллектив выполняет требования заказчика. Так, бизнес начал формировать фундаментальные задания, а наука получила возможности внушительного финансирования. Однако пока инвестиционные риски компаний слишком высоки и не всегда могут обеспечить переход технологии из лаборатории в реальное производство.

«Я действительно очень хотел бы в течение своей жизни увидеть ту картину, с которой я сталкиваюсь за рубежом, когда ученые становятся миллионерами», — рассказал Хлунов.

В будущем Фонд планируют работать над вопросом передачи интеллектуальной собственности бизнесу — необходимо институционально решить, как вознаграждать ученых за предоставление научных данных.

Так, выступающие назвали несколько конкретных действий, которые помогут технологиям будущего стать технологиями настоящего. Среди них — развитие инфраструктуры, технологических платформ и персонификации медицины. По словам Андрея Фурсенко, соответствующие предложения будут представлены в органах государственной власти.

Текст: Ксения Земскова