История нейронаук в биографиях. Выпуск 17: Жан-Мартен Шарко. Наполеон неврозов

Если бы человек, о котором мы сегодня расскажим, дожил бы до начала XX века, с высокой вероятностью он стал бы лауреатом Нобелевской премии по физиологии или медицине. Увы, он прожил всего 67 лет, но, фактически, создал неврологию как науку. По крайней мере, очень много неврологических заболеваний описанно именно им, многие методы лечения предложил тоже он. Не говоря о том, сколько сделали два его самых известных ученика: Владимир Бехтерев и Зигмунд Фрейд, не говоря уже о других.  Итак, знакомьтесь — Жан-Мартен Шарко, автор одноименного душа, любитель гипноза и эффектных уроков медицины, родившийся ровно 199 лет назад. Но обо всём по порядку.


Образование стоит свеч

Жан-Мартен Шарко родился в Париже 29 ноября 1825 года в семье бедных ремесленников-каретников, тогда, когда неврология как отдельная наука ещё даже не появилась. Он единственный из трёх братьев получил высшее образование, так как оказался в школе самым смышленым, за что и получил поддержку отца в своём дальнейшем образовании. К сожалению, родители не могли позволить себе обучение всех своих детей. Поэтому выбирали, как говорится, «по способностям».

После окончания лицея в 1844 году Жан-Мартен поступил на медицинский факультет Парижского университета. Шарко отлично рисовал, поэтому, впоследствии уже будучи врачом, он сам воссоздавал образы своих больных и визуализировал анатомические препараты в качестве демонстраций к своим лекциям и книгам.

Музей живой патологии

Жизнь и блестящая карьера французского невропатолога неразрывно связана с Парижской больницей Сальпетриер (Hospital de la Salpetriere), куда он пришёл в качестве интерна в 1848 году к не менее выдающемуся, чем он сам потом, наставнику — Гийому Дюшенну, «отцу электротерапии» и описателю миодистрофии Дюшенна.

Слово «Сальпетриер» переводится с французского как «склад селитры». Это странное название появилось благодаря пороховой фабрике, на месте которой и построили больницу в 1684 году в качестве женского приюта для престарелых и нищих, душевнобольных и проституток, а также как тюрьму для женщин, осужденных за воровство, убийство и супружескую неверность. К середине XIX века больница, к счастью, утратила свои тюремные функции.

Литография Армана Готье 1857 года, персонализирующая деменцию, мегаломанию, «острую манию» (биполярное расстройство), идиотию, галлюцинации, эротоманию и паралич, гуляющие в саду больницы Сальпетриер


Ко времени поступления Шарко на службу в Сальпетриер на попечении больницы находилось пять тысяч больных бездомных женщин всех возрастов: от детей до глубоких старух. Большинство из них неизлечимо болели или имели какие-то врожденные аномалии развития, поэтому больница представляла собой эдакий музей живой патологии. Шарко понимал всю необходимость исследований, а так как денег и лабораторного оборудования не поступало, мастерил нужные приборы сам. Своими же силами он в дальнейшем организовал патологоанатомический музей, кабинеты рисунка, скульптуры и фотографии, огромную медицинскую библиотеку. При нём открыли первое мужское отделение для страдающих неврологическими заболеваниями.

Великий систематизатор

Лишь во второй половине XIX века Шарко, наконец, систематизировал сложнейшую семиотику известных на тот момент неврологических болезней и синдромов; он же предложил новые методы диагностики и лечения, создал ведущую в мире школу в области неврологии и гипнологии. Шарко считают основателем современной клинической неврологии.

Рассеянный склероз впервые описали еще в 14 веке, Шарко же создал дифференциальную диагностику рассеянного склероза, а также болезни Паркинсона и бокового амиотрофического склероза (БАС, болезнь Шарко или болезнь Лу Герига). Последнюю болезнь Шарко описал впервые. Он, помимо всего прочего, владел и гистологической техникой, поэтому описал не только особенности клинического течения, но и так же посмертные анатомические признаки рассеянного склероза в мозге — склероз в виде рассеянных бляшек. Он смог выделить особенности тремора (непроизвольное дрожание пальцев рук) больных рассеянным склерозом и болезнью Паркинсона, для чего даже придумал специальный прибор.

Рисунок Шарко. Характерные нарушения позы и ходьбы наблюдавшиеся им у больного с болезнью Паркинсона. Цитируется по «Иллариошкин С. Н. Жан-Мартен Шарко и клиника Сальпетриер: две неразрывно связанные вехи в изучении двигательных расстройств».


Прибор для записи тремора, изобретённый Шарко. Цитируется по «Иллариошкин С. Н. Жан-Мартен Шарко и клиника Сальпетриер: две неразрывно связанные вехи в изучении двигательных расстройств.»


Исследователь предложил даже само название «болезнь Паркинсона», в честь Джеймса Паркинсона, английского врача, описавшего в 1817 году эту патологию в своём «Эссе о дрожательном параличе». Шарко первый обратил внимание на недвигательные (немоторные) проявления болезни Паркинсона — боли, крампи (ночные болезненные судороги мышц ног), утомляемость, вегетативные расстройства.

Ученый взрастил под своим началом и немало других прекрасных специалистов своего дела. Например, Жиль де ля Туретт в 1885 году опубликовал серию клинических наблюдений множественных моторных тиков, как самостоятельных двигательных феноменов. Именно с лёгкой руки руководителя Туретта — Шарко, это расстройство получило название «болезнь или синдром Туретта».

Описание, классификации и, одним словом, теория — это хорошо, но какой же врач не будет искать способы лечения для своих пациентов? В качестве попытки найти лекарство от паркинсонического тремора Жан-Мартен первый стал применять гиосциамин — вещество из семян беладонны. Чуть позже, в 1887 году, Вильгельм Эрб с той же целью внедрил во врачебную практику скополамин. И оба эти алкалоида белладонны практически до середины 1950-х годов были единственными противопаркинсоническими средствами.

Рекомендации, разработанные Жаном Мартеном Шарко для своего пациента, больного паркинсонизмом. В качестве первой рекомендацией указаны пилюли гиосциамина, вторая рекомендация — употребление бокала вина после еды. Внизу — подпись Шарко. Записка датирована 1877 годом.


Кстати, наверняка всем известен «душ Шарко». Это плотная и толстая струя воды, которая направляется медицинским работником и под большим давлением «выстреливает» в тело пациента с расстояния 3-5 метров. Благодаря постоянной смене температуры воды с горячей на холодную, а также мощнейшему массажному действию душ обладает поистине будоражащим эффектом, во много раз ускоряя обмен веществ и необходимые процессы регенерации. И эту целебную струю в качестве одного из методов гидротерапии для лечения неврологических заболеваний, как несложно догадаться, предложил Шарко.

Наполеон неврозов и истерий

Описал истерию как заболевание еще Гиппократ много веков назад. К проявлениям истерии относили демонстративное поведение и эмоции, параличи и парезы, глухоту, слепоту и сексуальные расстройства у женщин. Даже сам термин “истерия” происходит от греческого hystera — матка. Перемещением этой матки в разные части тела Гиппократ объяснял появление симптомов истерии.

Впрочем, несмотря на весь абсурд идеи, вплоть до XIX века происхождение истерии так или иначе связывали с женской половой сферой. И только в 1859 году Поль Брике упомянул о том, что «истерия — это общее заболевание, изменяющее функционирование всего организма», а в её патогенезе бóльшую роль придал нарушениям в сфере поведения.

Андре Бруйе. Картина «Лекция доктора Шарко в Сальпетриере». 1887 год. Шарко читает лекцию об истерии. Женщину поддерживает ученик Шарко Жозеф Бабинский.


Заинтересовавшись проблемой в смежной с неврологией сфере, Жан-Мартен Шарко взялся за ее анализ. Он полагал, что истерические проявления (параличи, парезы, слепота и так далее) связаны именно с психической деятельностью. Причем, не только полагал, но и экспериментально доказал свою точку зрения, вызывая паралич или нечувствительность кожи у больных истерией при помощи гипноза. Так же при помощи гипнотического воздействия ему удавалось хорошо излечивать эти состояния. Шарко первый стал диагностировать истерию у мужчин (неслыханная дерзость для психиатрии XIX века!).

Самого известного ученика Жана-Мартена Зигмунда Фрейда, который потом пошел по стопам учителя в психиатрии, даже как-то осмеяли в Венском Врачебном обществе, когда тот сообщил об описанных в Париже случаях мужской истерии. Кроме этого, у Шарко учился основатель российской нейронауки – Владимир Бехтерев.

Современники называли Жана-Мартена Шарко «Наполеоном неврозов». На знаменитые лекции-демонстрации доктора в Сальпетриер приезжал буквально «весь Париж». Приходили «посмотреть» не только другие доктора, студенты и учёные, но и писатели, известные актёры, журналисты, которых влекло любопытство и желание увидеть своими глазами пациентов и чудеса гипноза.

Многие выводы Шарко о природе истерии впоследствии специалисты признали ошибочными, но благодаря живости описания и методологической основательности его работы имели огромное влияние на дальнейшее развитие психиатрии и неврологии. Шарко сыграл огромную роль в формировании клинического и научного мышления у нескольких поколений неврологов и психиатров, он выпустил из-под своего крыла немало выдающихся ученых и исследователей. Вильгельм Эрб, Альфред Вульпиан, Жиль де ла Туретт, Жозеф Бабинский, Жюль Бернар Люис, Пьер Мари, Дезир Бурневилль, Эдуард Бриссо, Владимир Бехтерев, Александр Кожевников, Ливерий Даркшевич — список еще можно продолжать и продолжать. Мнение Шарко о том, что источник многих неврозов лежит в особенностях половой жизни больных, легло в основу психоанализа, теории, созданной Зигмундом Фрейдом, который тоже учился у него.

В 1872 году Шарко становится членом Французской медицинской академии, в 1883 – членом Парижской академии наук. К 67 годам он уже стал почетным членом 55 академий и медицинских обществ Старого и Нового света. В 1882 году в Сальпетриере специально для Шарко создали кафедру нервных болезней.

Умер отец неврологии от внезапного сердечного приступа на востоке Франции, в Морване 16 августа 1893 года во время отпуска. С 2022 года Международным Обществом двигательных расстройств (International Parkinson and Movement Disorder Society) решено было проводить Международный день двигательных расстройств в целях повышения осведомленности об этих заболеваниях среди врачей и общества. 

Его сын, Жан-Батист Шарко, стал известным полярным исследователем и океанографом. Именно благодаря ему в Антарктиде есть остров Шарко.

Жан-Батист Шарко


За время своей работы, Шарко собрал обширнейшую библиотеку по медицине и неврологии насчитывающую около 3500 книг. Аннотации ко многим он писал сам. В библиотеке врачи со всего мира могли ознакомиться не только с трудами французских, но и английских, немецких и американских учёных. Он был одним из основателей периодических неврологических изданий. Раз в два года Международная федерация рассеянного склероза вручает награду тем, кто добился значительного успеха в изучении и лечении этого заболевания.

Он изучал искусство с профессиональным интересом и коллекционировал мозаики, иконы, гобелены, картины, барельефы изображавшие больных с неврологическими и психиатрическими расстройствами. На основе этой коллекции, совместно с Полем Рише, издал две книги: «Безумие в искусстве» (Les Demoniaques dans l’art, 1887) и «Уродства и болезни в искусстве» (Les Difformes et les Malades dans l’art, 1889).


Текст: Дарья Прокудина, Алексей Паевский

Литература:

1. Каннабих Ю. В. История психиатрии //М.: ЦТР МГП ВОС. – 1994. – С. 202-204.

2. Скоромец А. А. и др. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ //Неврологический вестник. – 2007. – Т. 39. – №. 1-С. – С. 164-167.

3. Некрасов м. А. Научная школа неврозологии и гипнологии Жана Мартена Шарко //ученые записки орловского государственного университета. – 2014. – т. 6. – с. 130.

4. Дюкова Г. М., Голубев В. Л. Психогенные двигательные расстройства в историческом аспекте //Национального общества по изучению болезни Паркинсона и расстройств движений. – 2012. – С. 21.

5. Kumar D. R. et al. Jean-Martin Charcot: the father of neurology //Clinical medicine & research. – 2011. – Т. 9. – №. 1. – С. 46-49.

6. Иллариошкин С. Н. Жан-Мартен Шарко и клиника Сальпетриер: две неразрывно связанные вехи в изучении двигательных расстройств.