Совместное исследование учёных Тель-Авивского университета и Калифорнийского университета в Сан-Франциско выявило механизм в мозге, который лежит в основе несоответствия между низкой способностью к декодированию информации при дислексии и высоким уровнем понимания текстов. Подробности читайте в журнале PLOS One.
Дорсолатеральная префронтальная кора показана тёмно-синим цветом. Credit:Wikimedia Commons
Дислексия – это расстройство чтения, характеризующееся трудностями в «декодировании» получаемой информации, навигации между визуальной формой и звуками письменного языка. Но некоторые люди с таким диагнозом относятся к «устойчивым дислекcикам» и демонстрируют высокий уровень понимания прочитанного. Каков точный механизм, позволяющий им преодолевать расстройство декодирования и в конечном итоге извлекать смысл из текстов, решили разобраться авторы нового исследования.
Они изучили 55 англоязычных детей в возрасте 10-16 лет с хорошими навыками чтения. У почти половины из участников исследования наблюдалась дислексия. Исследователи создали простую формулу для расчёта разницы между способностями к чтению и навыками декодирования участников. Далее учёные просканировали мозг ребят в МРТ и затем сравнили снимки с результатами расчётов.
В результате оказалось, что в области мозга, ответственной за исполнительные функции и рабочую память, дорсолатеральной префронтальной коре (DLPFC) левого полушария у «устойчивых дислекcиков» сосредоточен большой объем серого вещества.
«Мы обнаружили, что область, известная как левая DLPFC, была непосредственно связана с особенностями дислексии, – отмечает один из авторов, доктор Смадар Патаэль (Smadar Patael) из отдела расстройств коммуникации Тель-Авивского университета. – Выяснилось, что DLPFC имеет важное значение для исполнительных функций и когнитивного контроля.»
Далее учёные решили разобраться, имеют ли «устойчивые дислекcики» чёткие структуры мозга, которые и обеспечивают им понимание прочитанного, или их успешное чтение является результатом механизмов компенсации, изменивших плотность нейронов в определённой области мозга.
Для этого авторы отсканировали мозг детей из 43 детских садов на МРТ, а через три года проверили их способность к чтению. Исследователи обнаружили, что более высокая плотность нейронов в DLPFC трёхлетней давности указывала на способности к декодированию в более взрослом возрасте.
По мнению исследователей, работа помогла понять когнитивные механизмы, которые дети-дислекcики используют, чтобы справляться с текстами несмотря на их относительную слабость в декодировании. Новые данные также смогут помочь придумать новые стратегий в обучении чтению.
Результаты исследований предлагают новые подходы, которые развивают когнитивные функции и рабочую память. Если ребенок поступает в первый класс, практики простого изучения алфавита для него может быть недостаточно. Здесь помогут игры и мероприятия, стимулирующие рабочую память, такие как выпечка тортов или игра в стратегические игры. Со временем это будет способствовать лучшему пониманию текста.
Текст: Екатерина Заикина
Brain basis of cognitive resilience: Prefrontal cortex predicts better reading comprehension in relation to decoding
By Smadar Z. Patael, Emily A. Farris, Jessica M. Black, Roeland Hancock, John D. E. Gabrieli, Laurie E. Cutting, Fumiko Hoeft
doi:10.1371/journal.pone.0198791
Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте, Яндекс-Дзен и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.