Орбитофронтальная кора (ОФК), которая находится в нижней части лобных долей (рядом с орбитами), играет важную роль в системе саморегуляции, однако многие функции до сих пор остаются неисследованными. Например, японские исследователи заинтересовались ролью ОФК в процессе оценки дружеских отношений и получили интересные результаты. Подробности этой работы опубликованы в журнале Social Neuroscience.
Credit: public domain
ОФК функционирует как компонент так называемого паралимбического кольца, участвуя в регуляции вегетативных функций. Она связана с миндалевидным телом и передней поясной извилиной, участвует в эмоциональной обработке, имея сильное влияние на поведенческую саморегуляцию. В случае повреждения ОФК наблюдается снижение способности к саморегуляции, растормаживание полового влечения, сильное повышение аппетита, возможно появление эйфории.
Так же ОФК играет роль в процессах связанных с ожиданием вознаграждения и обработки результатов, связанных с ним. Анатомически она связана со структурой под названием прилежащее ядро и представляет собой компонент системы, задействованной в формировании зависимостей. У лиц, страдающих кокаиновой и алкогольной зависимостями, в период воздержания наблюдается повышение метаболизма в ОФК. При длительном воздержании (от трех-четырех месяцев) от объекта зависимости (в данном случае кокаина или алкоголя) активность метаболизма в области ОФК становится похожей на ту, которую можно зарегистрировать в той же области у здоровых людей.
Группа японских ученых во главе с Хидеки Охира (Hideki Ohira) решили проследить, участвует ли ОФК в оценке дружеских отношений, а так же попробовать выявить какие-то закономерности.
Сначала в исследовании участвовало 22 человека, регистрировалась активность ОФК в ответ на определенные стимулы с помощью функциональной МРТ. Во время сканирования испытуемые представляли себе различного рода ситуации в течение 10 секунд, после чего представляли реакции своего друга, с разными степенями вовлеченности и проявляемым вниманием (весомые, менее весомые, без внимания). Далее участники оценивали изменение отношения к другу, в зависимости от проявляемого знака внимания (от 0 до 100).
Как и ожидалось, весомые знаки внимания приводили к улучшению отношений, по мнению участников, так же как отсутствие заинтересованности приводило к их ухудшению отношения. Оценка изменения отношений, как выяснилось, имеет прямую корреляцию с активностью ОФК (p<0.05).Так же удалось показать, что уровень одиночества у испытуемых имел отрицательную корреляцию в ответ на проявление менее весомых знаков внимания.
В следующем этапе участвовало уже 243 человека. Для демонстрации достоверных изменений исследователи использовали анкету, где балл 5 значил «он/она играет важную роль в моей жизни» и балл 0 – «он/она для меня ничего не значит». Сначала их просили оценить отношения к другу, затем просили представить ситуацию, а после десять сценариев, где реакция друга не отличается сильной вовлеченностью. После этого они снова просили оценить отношение к другу.
В результате изменения в оценке оказались значительными (p = 2,2×10−16), и была обнаружена связь между уровнем одиночества и активностью ответа на знаки заинтересованности, однако не по всем показателям исследователи смогли получить достоверный результат. Сами исследователи поясняют, что эта часть требует совершенствования и дальнейшего изучения.
Текст: Екатерина Полищук
Role of the Orbitofrontal Cortex in the Computation of Relationship Value by Yohsuke Ohtsubo and Masahiro Matsunaga and Toshiyuki Himichi and Kohta Suzuki and Eiji Shibata and Reiko Hori and Tomohiro Umemura and Hideki Ohira in Social Neuroscience 2020,P.1-13
https://doi.org/10.1080/17470919.2020.1828164