Начало возрастных когнитивных нарушений поймали на электроэнцефалограмме

Обычно деменция начинается с проблем с памятью и мышлением. Однако, как выяснили учёные, стоит также обращать внимание на проблемы с восприятием речи. Даже если у пациента не удалось выявить надвигающуюся деменцию с помощью стандартных тестов, теперь это можно сделать с помощью ЭЭГ (электроэнцефалограммы): исследователи обнаружили, что на ранних стадиях слабоумия в мозге начинают по-другому работать области, отвечающие за обработку речи.

Илл: Neuroscience News

Несмотря на то, что эти области — ствол мозга и слуховая кора — считаются более устойчивыми к болезни Альцгеймера, именно в них происходят изменения на самых ранних этапах заболевания.

Исследование проводили специалисты из научно-исследовательского института Ротмана госпиталя Байкрест и Университета Мемфиса. Результаты были опубликованы в журнале Journal of Neuroscience. Участниками стали 23 пожилых человека 52-86 лет, с одинаковой остротой слуха и без неврологических или психиатрических заболеваний. Они прошли скрининговые тесты на деменцию, а затем исследователи наблюдали за активностью в стволе мозга добровольцев, когда те смотрели видео и за активностью слуховой коры, когда они определяли гласные звуки.

«Когда мы слышим звук, нормальный стареющий мозг концентрируется на нём во время обработки. Но у тех, чья мозговая активность нарушена, нейронный отклик на звуки чрезмерно преувеличен. Этот функциональный маркёр можно использовать, чтобы определить, кому нужно более внимательно отнестись к риску развития деменции», — поясняет доктор Гэвин Бидельман, ведущий автор исследования.

Выявить соответствия между активностью мозга и умеренными когнитивными нарушениями удалось в 80% случаев.

Далее исследователи собираются выяснить, происходят ли те же самые процессы в мозгу у людей с уже диагностированным слабоумием.

Учёные надеются, что их способ диагностики можно будет использовать в качестве недорогого и эффективного метода диагностики пожилых людей. Уже известно, что когнитивные нарушения влияют на чувства, такие, как осязание или зрение, отмечают исследователи. Они предлагают объединить имеющиеся данные с результатами ЭЭГ, чтобы разработать как можно более эффективную методику оценки. «Однажды доктора смогут провести диагностику за десять минут и тут же озвучить результаты», — говорят они.

Текст: Алла Салькова