Проявление эмоций является одним из важнейших аспектов социальной жизни человека. Они помогают выразить свое отношение к событию, а также несут социально значимую информацию для соплеменников. При этом субъективно приятные эмоции не всегда воспринимаются обществом как приемлемые, а отрицательные – как неуместные. Контроль над ситуативно возникающими эмоциями нередко помогает в выстраивании социальных контактов, а оценка собственных эмоций – ключевой параметр для регулирования их проявления в соответствии с социальными нормами. Ученые из Северо-восточного университета (США) показали, что области головного мозга, которые предположительно являются нейронными основами оценочных суждений об эмоциях и их гедонистических свойствах, в некоторой степени совпадают. Соответствующее исследование опубликовано в Social Cognitive and Affective Neuroscience.
В социальной среде далеко не все субъективно положительные эмоции поощряются обществом. Так, к примеру, гордость и похоть считаются социально неприемлемыми эмоциями, несмотря на то, что они на самом деле приносят субъективное удовольствие. И, наоборот, — не все субъективно отрицательные эмоции, такие как стыд, оцениваются обществом как негативные. Немалую роль в оценке эмоций играют, например, условия, в которых они проявляются.
Некоторые эмоции, возникающие у человека, могут восприниматься им противоречиво: они могут восприниматься как приятные, но оцениваться как неправильные, или могут быть неприятными, но предпочтительными в данной ситуации. Эта разница между гедонистическим, — насколько приятны эмоции, — и оценочным, — отнесение эмоции к категории “плохой” или “хорошей”, — определяется как эмоциональное суждение. Субъективное суждение при этом выносится на основании так называемого эмоционального знания (emotional knowledge) — знаний о нормах поведения, личных убеждений и опыта переживаний человека в отношении какой-либо категории эмоций.
Основываясь на исследованиях в области регуляции эмоций, аффективного опыта, оценки и принятия решений, ученые из Северо-восточного университета (США) с помощью фМРТ изучили активность передней префронтальной коры как нейронной базы оценочных и гедонистических эмоциональных знаний. Участников эксперимента просили вынести суждения о предъявляемых на экране словах, обозначающих определенные эмоции. При этом испытуемые должны были определить оценочные (плохие против хороших) и гедонистические (неприятные против приятных) свойства различных эмоциональных категорий.
Исследователи обнаружили, что в медиальной (mPFC) и вентромедиальной (vmPFC) префронтальной коре, а также в предклинье (precuneus) наблюдалась наиболее высокая активность, когда испытуемые оценивали свои эмоции как хорошие или плохие. Это подкрепляет ранее полученные доказательства того, что префронтальная кора важна для вынесения суждений, оценки, определении предпочтений и моральных ценностей. Интересно и то, что не было обнаружено активности в областях, которые часто связывают с аффективной обработкой информации: миндалине, передней поясной коре, островковой доле и вентральной части полосатого тела. Исследователи объясняют данный феномен тем, что эти области могут скорее участвовать в формировании аффекта, чем эмоционального знания.
Авторы исследования относят работу скорее к области фундаментальной науки, но все же, говоря о практической ценности, отмечают, что исследование может найти применение в области психического здоровья: помогут понять основы девиантного (отличающегося от социально принятых норм) поведения.
Текст: Анна Удоратина
«Sinful pleasures and pious woes? Using fMRI to examine evaluative and hedonic emotion knowledge» by Kent M. Lee et al. Social Cognitive and Affective Neuroscience. Published: March 26, 2022.
DOI: https://doi.org/10.1093/scan/nsac024