Про чтение мыслей при помощи МРТ или электроэнцефалографии не писал только ленивый. Действительно, было много работ, на которых, например, компьютер по электроэнцефалографии мог определить, на что смотрит человек – на дом или на лицо. Или работа, в которой авторы составили атлас слов в головном мозге. Конечно, это всё — «чтение мыслей» с очень большими оговорками. Новая работа учёных из Университета Дьюка позволяет говорить о «чтении» другой составляющей нашего сознания – эмоциях. Статья опубликована в Plos Biology.
В этом исследовании команда под руководством Кевина Лабара (Kevin LaBar) сосредоточилась на тех эмоциях, которые мы внезапно испытываем во время так называемого «свободного блуждания мысли», когда мы вроде бы ни о чём не думаем, но внезапно вспоминаем прекрасный романтический ужин или предательство друга и нас охватывают различные эмоции. Порою очень и очень сильные.
Впервые некоторые паттерны эмоций были описаны в статье, опубликованной в прошлом году в журнале Social, Cognitive and Affective Neuroscience. В той статье авторы, поместив 32 испытуемых в МРТ-скане, при помощи музыки и кино, вызывали в них какие-то конкретные эмоции и записывая фМРТ-активность мозга.
Теперь же Лабар использовал механизмы машинного обучения для того, чтобы выделить общие паттерны каждой конкретной эмоции, а затем его команда попыталась увидеть эти патерны на фМРТ добровольцев, мысли которых свободно блуждали.
21 доброволец лежал в томографе и не думал ни о чем конкретно, каждые 30 секунд давая отчёт о своем эмоциональном состоянии. Каждые 2 секунды снималась томограмма всего мозга.
К радости исследователей, найденные паттерны просматривались и здесь, особенно характерны почти у всех испытуемых были «мотивы» страха, когда они впервые ложились в шумный МРТ.
Авторы планировать использовать свой метод для более точной коррекции тех психических расстройств, где пациент не отдаёт себе отчёт о своих эмоциональных состояниях.
Текст: Алексей Паевский
Decoding the Nature of Emotion in the Brain,” Philip Kragel, Kevin LaBar.” Trends in Cognitive Neuroscience, June 2016 doi:10.1016/j.tics.2016.03.011.