Недавнее исследование, проведенное в коллаборации тремя университетами в США, помогло понять, как новая информация влияет на нашу интерпретацию прошлых событий. Результаты исследования опубликованы в журнале eLife.
Для достижения поставленной цели ученые использовали в качестве инструмента триллер «Шестое чувство» и функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ). Сюжет самого фильма закручен вокруг доктора и мальчика, который утверждает, что видит призраков, а главный сюжетный поворот заключался в том [спойлер!], что доктор также являлся призраком.
Участники смотрели отредактированные версии фильма и выполняли задание на словесное воспроизведение сцен, находясь в МР сканере. Credit: Dpt. of Psychology, Columbia University
Всего в исследовании включили три группы испытуемых. Spoiled-группе перед просмотром показали текст главного сюжетного поворота. Twist-группа просмотрела фильм от начала до конца и узнала о драматическом повороте самостоятельно. Группе no-twist фильм показали вовсе без сюжетного поворота.
Экспериментальные группы. Красные прямоугольники относятся к интерпретации доктора как призрака (G), а синие прямоугольники относятся к интерпретации доктора как человека (D). Группа «twist» (средний ряд) — это основная экспериментальная группа, которая интерпретирует сюжет как D (слева, синяя рамка), но после сюжетного поворота меняет интерпретацию на G (справа, красная рамка) — по сути, следуя повествованию, как и было задумано создателем фильма. Две дополнительные группы сохраняют одну и ту же интерпретацию при кодировании и воспроизведении: «spoiled» группа получает спойлер в начале, таким образом, кодируя фильм и выполняя задачу воспроизведения с интерпретацией G, в то время как группа «no twist» никогда не получает сведения о развитии событий и, следовательно, воспринимает фильм в соответствии с интерпретацией D. Credit: Dpt. of Psychology, Columbia University
Дизайн исследования основывался на гипотезе, что участники, получившие спойлер и знающие, что доктор — это призрак, могут иметь нейронные представления о событиях, отличные от тех, кто просто смотрел фильм, инзначально не зная об этом. Исследователи отслеживали различия в активности сети пассивного режима работы мозга (СПРРМ) у всех трех групп испытуемых. Испытуемые лежали в аппарате фМРТ сначала смотрели укороченную версию фильма, поделенную по сюжетным моментам. Затем они пересказывали сцены так, как они их понимали и запоминали.
По результатам фМРТ и словесного воспроизведения сюжета разные группы вели себя по-разному. У spoiled—группы интерпретация фильма оставалась неизменной как во время просмотра, так и во время пересказа. У twist—группы, после столкновения с сюжетным поворотом, изменилась их интерпретация всех ранее воспроизведенных сцен фильма. У no-twist группы интерпретация оставалась неизменной как при просмотре, так и при пересказе.
Корелляции прогнозирования у разных групп. (A) Области со значительно большей корреляцией паттернов между группами, которые смотрели фильм с одинаковой интерпретацией (Доктор). (B) Области со значительно большей корреляцией паттернов между группами, которые вспомнили фильм с той же интерпретацией (Призрак). Credit: Dpt. of Psychology, Columbia University
Результаты показывают, что в фильме с сюжетным поворотом новая информация, представленная этим поворотом, вызывает и новую интерпретацию прошлых событий, укоренившихся в мозге участников. В целом, эти результаты подчеркивают важность областей СПРРМ в обновлении естественных воспоминаний и предлагают новые подходы к изучению модификации памяти в реальном мире как в экспериментальных, так и в клинических условиях лечения.
Текст: Савва Запекин
Neural representations of naturalistic events are updated as our understanding of the past changes by Asieh Zadbood, Samuel Nastase, Janice Chen, et al. in eLife 11: e79045, (2022).https://doi.org/10.7554/eLife.79045