Каждый может с легкостью назвать пять органов чувств, обеспечивающих связи человека с внешним миром. Но мало кто уверенно вспомнит шестое — то, благодаря которому мы осознаем свое тело. В 1890 году его «открыл» Чарльз Шеррингтон и назвал проприоцепцией.
Эксперимент с зеркальной коробкой
Проприоцепция, или суставно-мышечное чувство — это ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и окружающего пространства. В обычной жизни человек не замечает множества импульсов, идущих от мышц, суставов, как и не замечает контроль за положением тела или тонусом мышц.
В практике врача нарушения проприоцепции встречаются не так уж и редко. Пожалуй, самыми впечатляющими (и самыми известными) примерами являются фантомные ощущения, возникающие у людей с ампутированными конечностями.
В 1866 году в Atlantic Monthly была опубликована статья под названием «Случай Джорджа Дедлоу». В этой статье подробно рассказывалось о молодом ассистенте хирурга, который был ранен на Гражданской войне. После первого ранения Дедлоу ампутировали руку, через несколько месяцев — обе ноги, а вскоре гангрена лишила его и второй руки. Несмотря на отсутствующие конечности, Дедлоу «чувствовал» боль в руке, мог «пошевелить» пальцами ног. Многие солдаты, лежавшие вместе с Джорджем в госпитале для калек, описывали схожие ощущения. Печальная история, описанная Дедлоу, словно была воплощением судеб тысяч инвалидов, лишившихся конечностей, если не учитывать одно «но». История Дедлоу была выдумкой. В военных архивах нет упоминания ни о пациенте с таким именем, ни о случае ампутации всех конечностей.
Первым медиком, который описал фантомные конечности и придумал этот термин, впрочем как и самого Дедлоу, был доктор Сайлас Уэйр Митчелл (Silas Weir Mitchell). Он работал с ранеными во время Гражданской войны солдатами, описал невриномы, развивающиеся у них. Митчелл отметил, что боли возникали у тех пациентов, которые испытывали ее до ампутации. Остальные чувствовали зуд, либо просто ощущение “реальности” конечности. Митчелл пришел к выводу, что мозг обладает целостной картиной тела — тела, обладающего четырьмя конечностями. Этот вывод подтверждает тот факт, что дети, родившиеся без конечностей, все равно их ощущают. Во времена Митчелла большой проблемой являлись боли, поражавшие отсутствующие конечности.
Современные неврологи научились справляться с такими фантомными болями. Существует гипотеза, согласно которой боль возникает от того, что мозг не получает обратной связи от ампутированной конечности, сигналы к периферии становятся все сильнее, в итоге вызывая болезненные ощущения.
Вилейанур Рамачандран
Вилейанур Рамачандран (Vilayanur Ramachandran), невролог, автор книги «Фантомы мозга», провел любопытный эксперимент, с которым, возможно, знакомы поклонники сериала «Доктор Хаус». Рамачандран заявляет, что после ампутации мозг «запоминает» схему тела, в которой «закреплены» боль и обездвиженность. Это объясняется тем, что до ампутации пациенты часто годами парализованы либо испытывают боль в конечности. Задача врача — показать мозгу, что конечность способна к движению. Рамачандран разделил обыкновенную картонную коробку зеркалом так, чтобы оно отражало здоровую конечность. Сквозь отверстия в стенке пациент поместил обе руки в коробку, расположив их по обе стороны от зеркала. Эффект был ошеломительный: пациент, двигая здоровой рукой, воспринимал ее как продолжение ампутированной. Боль и дискомфорт постепенно стали утихать, и через месяц ежедневных занятий исчезли вовсе. Рамачандран назвал этот опыт «первой ампутацией фантомной конечности».
Следует отметить, что не всегда требуется «ампутация» фантома. Так, Оливер Сакс, недавно умерший знаменитый американский невролог и психиатр, цитирует доктора Майкла Кремера: «Ценность фантома для перенесшего ампутацию человека огромна. Я уверена, что потерявший ногу пациент не сможет научиться нормально ходить до тех пор, пока протез- точнее, фантом ноги — не будет интегрирован в образ тела».
Оливер Сакс
Но в литературе описаны и прямо противоположные случаи. Такой пациенткой была «бестелесная Кристи», описанная Оливером Саксом.
Кристина была практически здоровой женщиной, обратившейся в клинику для плановой операции на желчном пузыре. Перед операцией ей были назначены антибиотики. За день до операции Кристине приснился сон, словно земля уходит у нее из-под ног, а руки не слушаются. В этот же вечер страшный сон стал реальностью: Кристина стала ронять вещи, спотыкаться, а еще через день могла ходить лишь глядя под ноги; она промахивалась при приеме пищи, с трудом могла произнести даже короткие фразы. Кристину обследовали психиатры, затем неврологи. Единственное, что они выявили — это полное отсутствие проприоцепции, при незначительных нарушениях осязания и температурной чувствительности. В спинномозговой пункции была картина полиневрита неясной этиологии, развились нарушения дыхания. Кристи была вынуждена компенсировать отсутствие проприоцепции при помощи зрения и вестибулярного аппарата.
Отныне все движения она совершала под контролем зрения, при постоянных волевых усилиях. Кристине заново пришлось учиться разговаривать: речь основана на проприоцептивных сигналах от голосового аппарата, которые исчезли. Она с трудом описывала свое состояние, говоря, что ее тело словно ослепло и оглохло, словно из нее вынули сердцевину, оставив лишь шелуху. Несчастная женщина все время спрашивала врачей, а была ли она когда-нибудь нормальным человеком? Похожую ситуацию описывает «Дедлоу»: “Мне беспрестанно хотелось осведомиться у окружающих, по-прежнему ли я Джордж Дедлоу или нет […] Думается, лучше всего описать это как изъян ощущения личной особенности и самоосознания”.
Гораздо чаще таких обширных нарушений развивается несколько иная картина: пациенты с парализованными в результате травмы или инсульта конечностями полностью теряют ощущение принадлежности руки или ноги их телу. Такие пациенты утверждают, что «им в кровать подложили чужую ногу, копию». Часто по ночам они пытаются вытолкнуть «ненастоящую» ногу из кровати. Сакс рассказывает от том, как спросил пациента, где же его настоящая нога, если это подделка? Пациент лишь испуганно ответил, что она исчезла, а та, которую он видит, никак не может быть его ногой.
Несмотря на разные проявления нарушения проприоцепции, людей, потерявших «шестое чувство», объединяют их страдания, незаметные для окружающих. Эти люди обладают телом, не приносящим ощущений и ощущениями, возникающими без тела.
Текст: Асват Валиева