Ежедневно на нашем портале мы публикуем картинку дня. Чаще всего – это красивая мирофотография клеток нервной системы. Весной мы отмечали 200 лет со дня рождения человека, который сделал все это возможным: пионера микрофотографии в медицине и одновременно, человека, очень много сделавшего для изучения и понимания работы центральной нервной системы (пусть его мнение и было ошибочным). Сейчас имя Йозефа фон Герлаха позабыто, но мы постараемся исправить эту несправедливость.
Йозеф фон Герлах родился 3 марта 1820 года в немецком Майнце в семье некого маляра. Он успел получить медицинское образование в Вюрцбурге, Мюнхене и Берлине, но после прокатившихся по Европе буржуазных революций нашел себе, как и многие ученые и интеллектуалы, прибежище в Париже. Именно там он продолжил свое образование – и вращался в среде «экспатриатов», таки, как Какл Фогт или Мориц Шифф, например.
Уже в Париже Герлах увлекся гистологией. Именно там он впервые применил карминовое и золотое окрашивание нейрофизиологических препаратов головного и спинного мозга. Фактически, именно он стал пионером окрашивания тканей для изучения их под микроскопом.
Вернувшись в Майнц, он продолжил свои исследования – и навсегда изменил современную физиологию. А дело было так.
В 1840-х микроскопом владели все крупные ученые. Однако все они видели в микроскоп разное. В то время часто велись ожесточеннейшие дебаты – действительно ли ученый видел то, что говорил? Не было ли каких искажений? Верно ли он все зарисовал? Герлах понял, что в распоряжении человека уже есть инструмент, который позволяет прекратить эти споры. Это фотоаппарат. Нужно только грамотно соединить его с микроскопом. И Герлах не только сделал это, но и выпустил подробнейшее руководство по микрофотографии, в котором описал все – от создания гибрида фотоаппарата и микроскопа (надо ли говорить, что в те времена никаких матриц и даже фотопленки не было, все снималось на стеклянные пластинки, покрытые чувствительным коллоидом) до приготовления микропрепарата и проявления фотопластинки. Его монография Die Photographie als Hülfsmittel mikroskopischer Forschung стало образцом для таких публикаций.
«Микрофотографический аппарат». Илл.: Die Photographie als Hülfsmittel mikroskopischer Forschung
Как человек, первым окрасивший нейропрепараты и первым сфотографировавший их через микроскоп, Герлах не смог остаться в стороне от обсуждения устройства нервной системы. Именно он стал одним из яростных сторонников (и создателей) ретикулярной системы строения центральной нервной системы – представление о том, что клетки мозга плавно, без разрывов перетекают одна в одну. Вот как он сам описывал ее в свой статье «О структуре серого вещества в человеческом мозге. Предварительное сообщение»:
«[эти клетки] связаны друг с другом так же, как и в радиальной «связке», в которой продуцируется грубо сплетенная сеть модулированных волокон, видная уже при 60-кратном увеличении».
Один из примеров микрофотографии из Die Photographie als Hülfsmittel mikroskopischer Forschung
Чуть позже он суммировал: «тончайшие деления отростков протоплазмы в конечном счете участвуют в формировании тонкой сети нервных волокон, которую я считаю неотъемлемой частью серого вещества спинного мозга. Деления — это ни что иное, как начало этой сети нервных волокон. Таким образом, клетки серого вещества вдвойне связаны между собой нервными отростками, которые становятся осевым волокном, и тончайшими ветвями протоплазматических отростков, которые становятся частью тонкой сети нервных волокон серого вещества».
Конечно, сейчас мы знаем, что ретикулярная теория благодаря Сантьяго Рамон-и-Кахалю и Чарльзу Шеррингтону ушла в прошлое, однако мы продолжаем изучать нейронные сети – так что отчасти современная нейробиология объединила противоборствующие стороны. Во многом – благодаря детищу полузабытого Йозефа фон Герлаха – микрофотографии.