Органы обоняния у наземных млекопитающих играют в их жизнедеятельности весьма значительную роль, бОльшую, чем у человека. Одна из функций обоняния состоит в коммуникации между животными: они обнюхивают себя и друг друга для того, чтобы понять, кто из сородичей может считаться другом, а кто — врагом. Людям тоже свойственно такое поведение, но его функция остается неизвестной. Авторы нового исследования, опубликованного в Science Advanced, предположили, что люди подсознательно оценивают запах своего тела и запах других людей, что влияет на быстрое установление дружеских связей.
Credit: public domain
Предполагается, что для жизни людей запахи не имеют такого большого значения, как для других наземных млекопитающих. Помимо того, что запахи играют большую роль в реализации, например, жизненно важного пищевого поведения, у животных они также служат основным средством коммуникации между особями. У человека же вместо этой сигнальной системы имеется другая, более сложная — речь. Однако ученые из Института Вейцмана (Израиль) предположили, что запахи все-таки тоже могут задавать тон коммуникациям между людьми, а обработка поступающей информации об ароматах представляет собой подсознательный процесс.
Команда Лаборатория наук о мозге Вейцмана провела эксперимент, направленный на раскрытие того, как собственный запах тела человека и его схожесть с запахом тела другого индивида влияет на установление дружеских отношений. При этом авторы предположили, что запах играет большую роль именно в завязывании быстрой дружбы «с первого взгляда» (click friendship), а не той, что устанавливается со временем (то есть до выяснения биографических данных). А поскольку дружба, по бытующему мнению, с большей вероятностью устанавливается между людьми, похожими друг на друга, схожий запах также может быть одним из критериев определения друга.
Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи набрали 20 пар клик-друзей (click-friends) — однополых неромантических друзей, чьи отношения первоначально сформировались очень быстро; и собрали образцы запахов их тел. За несколько дней до сдачи проб испытуемым запрещалось есть определенные продукты и пользоваться парфюмированными средствами. Чтобы проверить, есть ли химическое сходство между запахами тел клик-диад, исследователи использовали электронный нос – устройство eNose.
Также исследователи набрали еще 24 человека и предложили им пройти тестирование, в котором фиксировалась субъективная оценка запахов и отнесение их к определенным категориям. Всех участников предварительно опрашивали на предмет наличия проблем с обонянием. В этой части эксперимента участнику по очереди предъявляли три пробы запахов тела: две пробы были от клик-диады (двух друзей), а третий, так называемый одорант-дистрактор, был от «донора запаха» того же пола, но не имевшего никакой связи с предыдущими. Участникам предлагали оценить запахи по «приятности», «интенсивности», «сексуальной привлекательности», «компетентности» (competence) и «теплу» (в отношении темперамента).
Далее еще 25 испытуемым предоставляли пробы запахов так, что каждый испытуемый в итоге понюхал 40 диад: 20 «кликовых» друзей и 20 рандомных диад. Испытуемые оценивали запахи каждой диады в диапазоне от «отличаются» до «похожи».
Затем во второй части эксперимента исследователи задались целью исключить возможность того, что сходство запахов тела было следствием кликовой дружбы, а не способствующей причиной. Здесь снова использовалось устройство eNose, которое «обнюхивало» несколько совершенно незнакомых друг с другом добровольцев. После этой процедуры испытуемых просили поучаствовать в парном невербальном социальном взаимодействии. После каждого такого взаимодействия участники оценивали другого человека с точки зрения того, насколько он им нравится и насколько вероятно, что они станут друзьями.
Анализ собранных данных показал, что запахи тел «кликовых» друзей действительно более схожи, чем у людей в случайных парах. Также пары, у которых во второй части эксперимента оказалось больше положительных взаимодействий, тоже имели весьма схожие ароматы, что определялось с помощью eNose. Более того, специальная вычислительная модель, в которую исследователи вводили данные от eNose, с 71-процентной точностью определила, какие пары будут иметь положительное социальное взаимодействие.
Таким образом, исследователи заключают, что запах тела, по-видимому, действительно содержит информацию, которая может повлиять на социальные отношения между людьми. Однако люди, вероятно, все же больше полагаются на другие, гораздо более важные сигналы в коммуникации. Тем не менее, как отмечают сами авторы, результаты исследования показывают, что нос человека играет бОльшую роль в установлении социальных контактов, чем считалось ранее.
Текст: Анна Удоратина
There is chemistry in social chemistry by Inbal Ravreby et al. Science Advances. Published: June 2022. DOI: https://doi.org/10.1126/sciadv.abn0154