Любой научный журналист знает, что любая научная конференция сама по себе – не новость. Ну хорошо, точнее – новость, но для отдела «Общество». Тем, кто интересуется наукой совершенно неинтересно читать, что где-то прошла ещё одна конференция о чём-то. Прошла и прошла – их сотни и тысячи проходят по всему миру.
Конечно, можно воспользоваться конференцией, как новостным поводом и написать несколько новостей в стиле – «британские учёные открыли». Но обычно самые интересные доклады – пленарные – почти не содержат новостей. Точнее, очень часто содержат, но эти новости еще не опубликованы и о них особо не напишешь – пока нельзя: многие журналы, куда пошлют эти данные, будут недовольны…
И тем не менее, случаются конференции, которые, безусловно, заслуживают рассказа не только об отдельных учёных на ней, не только о каких-то новостях науки, но и о их самих, причём с точки зрения научного журналиста.
Нашему ресурсу в лице вашего покорного слуги и Анны Хоружей – выпала особая честь освещать конференцию Volga Neuroscience Meeting-2016, которая прошла с 24 по 30 июля сего года на борту теплохода «Нижний Новгород», следующего из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород.
Три составляющие успешной конференции – уровень участников и научной программы, уровень “социальной программы” и место проведения. И всё зависит от уровня организаторов конференции. Надо сказать, что всё совпадает крайне редко. Давайте поговорим подробно по каждому из пунктов. Но сначала – цифры.
Только факты
Даты: 24-30 июля
Место: четырехпалубный теплоход «Нижний Новгород» – проект 301, построен в Германии. Оснащен современным навигационным оборудованием и развивает скорость до 26 км/ч. Технические характеристики: Длина судна — 125 м; Ширина — 16,7 м; Осадка — 2,7 м. Максимальное количество пассажиров — 259.
Маршрут: Санкт-Петербург-Валаам-Кижи-Горицы (Кирилло-Белозёрский монастырь)-Вытегра-Ярославль-Городец-Нижний Новгород.
Более 200 участников.
Более 100 иностранных участников.
Три основные секции («Нейронауки на клеточном уровне», «Нейронауки на молекулярном уровне» и «Вычислительные нейронауки»).
Два воркшопа («Динамика в науках о жизни и нейронауках» и «Интерфейсы мозг-компьютер»).
8 пленарных докладов.
1 специальный доклад.
92 доклада в секциях.
2 научно-популярных лекции.
6 вечеров живой музыки.
7 экскурсий.
47 участников молодёжной школы.
9 избранных докладов молодых учёных.
1 специальный выпуск журнала Opera Medica&Physiologica.
Организаторы
Главным организатором нашей конференции стал НИИ Нейронаук Нижегородского государственного университета имени Лобачевского. Кажется, это единственный НИИ в нашей стране, целиком посвящённый нейронаукам в широком смысле слова (просьба не обижаться Институту высшей нервной деятельности). Возглавляемый одним из лидеров в области нейронаук в нашей стране, Алексеем Семьяновым, успевшим поработать и в Университетском колледже Лондона, и в японском RIKEN, НИИ нейронаук стал ведущим центром страны по изучению одного из самых «модных» направлений в неромире – нейрон-глиальных взаимодействий (впрочем, не ограничиваясь, разумеется, только этой тематикой. Большой материал об этом институте мы начинаем готовить).
Алексей Семьянов
Поддержал конференцию и сам университет, а ректор ННГУ Евгений Чупрунов возглавил оргкомитет конференции – и сам участвовал в ней на всём протяжении рейса.
Выступление проректора ННГУ Виктора Казанцева
Одним из соорганизаторов новой конференции стал и новый журнал, Opera Medica&Physiologica, первый российский научный журнал, принимающий статьи только на английском языке. Кстати, команда журнала планирует вывести его импакт-фактор хотя бы до 4, чего пока в России не удавалось никому. Все абстракты докладов опубликовали в специальном выпуске журнала.
Научная программа
Как я уже сказал, на корабле было более 200 участников, из которых около сотни – иностранные учёные. При этом, надо сказать, несмотря на санкции и предубеждения, большинство приглашённых спикеров – а их было около сотни – нашло возможность приехать. Как говорит Алексей Семьянов, отказов было не больше, чем на любой крупной конференции: около десяти процентов, и это абсолютно нормально.
Все участники конференции, с которыми мне довелось общаться во время конференции говорили, что уровень докладов и уровень участников оказался очень, очень высоким. Пленарные лекции читали только специалисты мирового уровня. Можно просто называть имена Хельмута Кеттельмана, сделавшего доклад о роли микроглии в различных нейрозаболеваниях (от Альцгеймера до шизофрении), нейроучёного и психиатра Джона Рубинштейна с лекцией из области нейрогенетики и транскриптомики, Мишу Цодыкса из Израиля с докладом о синаптических истоках рабочей памяти, Майкла Хауссера – одного из основателей оптогенетических методов исследования мозга…
Ну а когда общаешься с Михаилом Лебедевым, одним из известнейших специалистов по интерфейсам «мозг-компьютер» в мире, испытываешь вдвойне странное впечатление – общаться с автором одной из любимых твоих новостей за 2016 год. Не говоря уже о фантастической его пленарной лекции о прошлом, настоящем и будущем нейроинтерфейсов, на основе которой у нас ещё выйдет обзорная статья.
Ну и я бы еще отметил «специальный доклад» Сиан Левис, главного редактора Nature Reviews Neuroscience Journal о том, как сделать хороший обзор.
Мастер-класс по написанию научного обзора от Сеан Левис
И – постерную сессию, на которой были и очень хорошие стендовые доклады – и реальная, настоящая дискуссия у стендов, что важно и полезно.
Культурная программа и место проведения
В нашем случае, культурная программа совпадала с местом проведения. Валаам-Кижи-Кирилло-Белозёрский монастырь-Вытегра-Ярославль-Городец – Россия всех времён, от XV до XX веков предстала перед нашими гостями. Природа, архитектура, история…
Первый рассвет конференции. 4.30 утра, Ладожское озеро
Само путешествие по рекам, озёрам и каналам для большинства наших гостей было в диковинку. Многие (даже россияне) не знали, что такое шлюз, и сбегались на палубу во время прохождения шлюзовых каскадов. Чего стоит, например, замечательный случай с гостем из одной азиатской страны, который проснулся и увидел в иллюминатор вместо просторов Онежского озера стенку шлюза. Он даже успел выбежать в коридор в поисках спасения… А чего стоила экскурсия на подводную лодку Б-440 в городе Вытегра? Как объяснить иностранцу, что эта субмарина времен Холодной войны делает на небольшой русской речке между Онежским и Белым озёрами?
Была и попытка научно-популярного просвещения в среде крупных учёных. Ваш покорный слуга прочёл две лекции по деревянной архитектуре (в преддверии Кижей) и по освоению Солнечной системы. Не мне судить, насколько этот опыт оказался успешным, однако некий отклик он вызвал.
Кижи
Ну и, конечно же, музыка. Каждый вечер – час живой музыки в исполнении нижегородского квинтета (вокал, скрипка, виолончель и фортепиано). Японский гость и участник конференции радовал нас виртуозным исполнением классики на фортепиано в инициативном порядке, а в последний вечер девушки организовали концерт, в котором приняли участие многие учёные. Российский сводный нейрохор спел «Эх, дороги!», а международный – «Луч солнца золотого». Команда портала тоже поздравила всех песней под гитару.
Что дальше?
Если говорить о нашем портале, то этой колонкой мы открываем большую серию материалов: научных новостей, интервью, обзорных статей, видео, материалы для которых были собраны на этой конференции. Мы рассчитываем радовать вас этими материалами минимум полгода. Что же касается будущего конференции – уже сейчас понятно, Volga Neuroscience-2018 – быть. Правда, вероятно, маршрут ее может быть другим – от Нижнего Новгорода до Волгограда. Время покажет.
#конференции
#нейроколонка
#Нижнийновгород
#volganeuroscience
#ННГУ
#Семьянов
Текст: Алексей Паевский