Йога и дыхательные упражнения оказывают положительный эффект на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). После специальных занятий у детей улучшается внимание, уменьшается гиперактивность, они дольше не устают, могут дольше заниматься сложной деятельностью. К такому выводу пришли психологи, которые изучили влияние тренировок на функции, связанные с произвольной регуляцией и контролем, у 16 детей с СДВГ в возрасте шести-семи лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Biological Psychiatry.
Credit: Unsplash
«У детей с СДВГ, как правило, отдел мозга, который отвечает за регуляцию мозговой активности — ретикулярная формация — является дефицитарным. Это приводит к тому, что они часто испытывают состояния неадекватной гиперактивности, повышенной отвлекаемости и истощаемости, также у них вторично страдают функции регуляции и контроля. Мы использовали особую дыхательную гимнастику, основанную на выработке диафрагмального ритмичного глубокого дыхания — дыхание животом. Такое дыхание помогает лучше снабжать мозг кислородом и помогает лучше справляться ретикулярной формации со своей ролью. Когда ретикулярная формация получает достаточно кислорода, она начинает лучше регулировать состояние активности ребенка», — поясняет заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ, руководитель исследования Сергей Киселёв.
Кроме дыхательной гимнастики, психологи использовали телесно-ориентированные приемы, в частности, упражнения с полярными состояниями «напряжение–расслабление». Тренировки проходили три раза в неделю на протяжении двух-трех месяцев (в зависимости от программы).
«У занятий есть непосредственный эффект, который проявляется сразу, но есть и отсроченный эффект. Мы обнаружили, что упражнения имеют положительное влияние на функции регуляции и контроля у детей с СДВГ и через год после завершения занятий. Это происходит потому, что у ребенка автоматизируется правильное дыхание, оно становится своеобразным помощником, который позволяет лучше снабжать мозг кислородом, что, в свою очередь, благотворно сказывается на поведении и психике ребенка с СДВГ», — говорит Сергей Киселёв.
Данную технику разработала российская нейропсихолог Анна Семенович в рамках нейропсихологической коррекционной методики. Психологи УрФУ проверили, насколько хорошо этот подход помогает детям с СДВГ. Но исследование является пилотным, утверждает Киселёв. Оно показало, что от этих упражнений есть позитивный эффект. Однако необходимо провести более масштабную работу с вовлечением большего количества детей с СДВГ. Это позволит также учесть такие факторы, как пол, возраст, тяжесть заболевания, сопутствующие проблемы у детей (речевые, регуляторные и т. д.).
Текст: УрФУ
Kiselev, S. (2021). Effect of Body-Oriented Training on Executive Abilities in Children With ADHD One Year After Completing Training. Biological Psychiatry, 89(9, Supplement), S217. https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2021.02.548