В рамках Пятого Международного форума «COGNITITVE NEUROSCIENCE – 2022» состоялся круглый стол по нейробразованию. Основная специфика такого круглого стола – это диалог между представителями сферы бизнеса и сферы образования, поскольку каждая из этих сторон имеет свой интерес и свое видение общей проблемы. В обсуждении приняли участие: Денис Захаркин (VR Concept), Евгений Алханов (Нейротехнолоджи), Владимир Конышев (Нейроботикс), Наталия Галкина (Нейротренд), Алексей Паевский (главный редактор портала Neuronovosti.ru), Оксана Лебедева (Нейромир), Владимир Козлов (Persona Human), Александр Котюсов (руководитель образовательной программы в УрФУ), Светлана Павлова (продюсер образовательных программ).
В соответствии с основной тематикой форума, на круглом столе обсуждались риски и возможности применения нейротехнологий в образовании. Основные итоги сводятся к выявлению имеющихся проблем и постановке общих задач для представителей бизнеса и сферы образования.
Для начала необходимо было определиться с дефинициями, поскольку слово «нейрообразование» может быть не вполне понятно не только широкой аудитории, но и в том числе представителям сферы образования. Итак, что же такое нейрообразование? В это понятие можно включить две составляющих: образовательные нейронауки (educational neuroscience) и образование в нейронауках (education in neuroscience).
Образовательные нейронауки – это довольная новая область знания, которая направлена на применение знаний о нейрофизиологических механизмах обучения в трансформации образовательного процесса и повышении эффективности обучения.
Образование в нейронауках – это профиль образовательных программ, направленный на формирование у обучающихся компетенций в области нейронаук.
Есть ли у коммерческих компаний, работающих в сфере нейротехнологий, запрос к образовательным организациям и в чем он заключается? Есть запрос на подготовку молодых квалифицированных кадров. Основная проблема здесь заключается в том, что нейронауки – это междисциплинарная область, требующая соответствующего подхода. И специалисты, компетентные в отдельных направлениях, будь то биология, психология, информационные технологии, физика или экономика, с большой вероятностью не смогут эффективно решить поставленную задачу. И нередко возникают трудности в совместной работе таких специалистов по причине сильного разного мышления и понятийного аппарата. Образовательные программы по нейронаукам есть, но на сегодняшний день их очень мало.
Второй запрос – это, разумеется, приобретение продуктов, которые производят коммерческие компании. Нередко именно образовательные организации становятся основными клиентами для таких компаний, что связано в том числе с ростом рынка EdTech. И, кстати, именно образовательные организации могут давать качественную экспертизу проектов компаний-разработчиков. Некоторые крупные компании, например, «Нейротренд», стремятся открывать свои лаборатории именно на базе вузов – для проведения совместных НИОКРов и привлечения заказов от индустриальных партнеров.
В чем заключается запрос университетов к коммерческим компаниям? Во-первых, разумеется, это трудоустройство выпускников. На круглом столе прямо был задан вопрос о том, готовы ли компании брать на стажировку студентов. И у работодателей, которые участвовали в мероприятии, действительно есть случаи, когда такие стажеры становились впоследствии штатными сотрудниками. Во-вторых, для вузов сейчас важным показателем становится коммерциализация научных результатов. Например, существует программа «Стартап как диплом», есть университетские акселераторы и очень поощряется создание студенческих стартапов. И вот здесь уже работодатели могут проводить экспертизу таких проектов, поскольку научным сотрудникам не хватает «бизнесовых» компетенций.
С какими проблемами сталкиваются компании при внедрении своих продуктов и технологий в образование? С неготовностью системы образования к переменам и с общим недоверием со стороны ученых и педагогов. Людям в принципе свойственно негативно воспринимать всё новое (так уж устроена наша психика), а в ситуации с нейротехнологиями дополнительно играет роль хайп вокруг этой темы. «Нейро» воспринимается как новое «нано»: «нейро-» прикручивают к каким угодно словам просто ради поддержания общего тренда. И этот хайп сопровождается проявлением на рынке «нейропродуктов», которые не имеют под собой научной базы и потому не могут решать проблему потребителя. В итоге это приводит сначала к завышенным ожиданиям, а потом к разочарованию общества. И, таким образом, компаниям, которые производят действительно качественные методики или оборудование, труднее формировать доверие и поддерживать имидж. Популяризация «правильных» нейронаук есть, но, как и в случае с образовательными программами, её мало.
Какие могут быть варианты решения этих проблем?
— разработка образовательных программ по нейротехнологиям (на чем вполне себе могут зарабатывать как вузы, так и компании-партнеры);
— популяризация нейронаучного знания, направленная в том числе на формирование критического мышления и умения работать с информацией;
— привлечение представителей бизнеса к оценке практического потенциала научных проектов и представителей науки – к оценке эффективности технологий.
Со стороны Владимира Конышева было ценное предложение по разработке гайда для тех, кто хочет получить общее представление о нейротехнологиях с научной и практической точек зрения. Так как есть очень много разнообразной информации на эту тему, но трудно найти ресурс, где она была бы в понятном и компактном виде собрана в одном месте.
И еще был интересный тезис в докладе Александра Храмова, посвященном как раз нейронаучным исследованиям в образовании. Он говорил о том, что связь нейронаук и образования возможна через психологию: знания из нейробиологии могут быть использованы для конкретизации психологических теорий, а те уже в свою очередь будут направлены на трансформацию образовательного процесса. Внедрение нейронаучного знания через психологию кажется вполне реальным.
И да, мы никуда не можем деться от вывода о том, что необходимо продолжать исследования. Теоретических работ по нейрообразованию во многие разы больше, чем качественной эмпирики, о чем также говорили пленарные докладчики.
Текст: Ксения Кунникова
Материал подготовлен в рамках совместного проекта с инфраструктурным центром «Нейронет». В нем мы освещаем мировые достижения в области нейротехнологий, нейроразвлечений и спорта, а также нейрообразования.