Ученые Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ и Университета Аалто с помощью ЭЭГ доказали, что лекции о ЗОЖ действительно работают. Участники эксперимента называли максимальную сумму, которую готовы заплатить за товары с сахаром и без, до и после прослушивания лекции о вреде сахара. Чем выше была активность зрительной и слуховой коры мозга при прослушивании, тем меньше испытуемые были готовы платить за сахаросодержащие продукты при повторном опросе. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience. Работа выполнена при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
Ученые начали говорить о вреде сахара уже в 1950 году, однако с тех пор его потребление только возросло. Чрезмерное увлечение сладостями приводит к несбалансированному питанию, провоцирует избыточный вес и ожирение, которыми, по данным ВОЗ, страдает 59% взрослых и детей европейской части мира.
Нездоровое питание может способствовать развитию диабета, кариеса, атеросклероза, сердечно-сосудистых болезней и т.д. Вопрос, как мотивировать людей осознанно подходить к потреблению сахара и здоровому питанию, волнует исследователей в разных странах. Ученые из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ и Университета Аалто с помощью опроса доказали, что люди готовы снизить потребление сахаросодержащих продуктов, если об их вреде им расскажет врач. В новом исследовании с применением электроэнцефалографии (ЭЭГ) ученые рассмотрели нейрофизиологические показатели мозга, связанные с решением о покупке товаров с сахаром.
В эксперименте участвовали 45 здоровых людей. Им показывали три типа товаров: с сахаром, без сахара и несъедобные. Участники выбирали максимальную сумму, которую они готовы заплатить за каждый товар. Всего оценивалось 90 товаров. Затем испытуемым включали рассказ диетолога о 13 рисках для здоровья, связанных с потреблением сахара. Все пункты были основаны на результатах научных исследований.
После прослушивания порядок товаров изменили и предложили участникам снова выставить для них цену. На каждом этапе с помощью ЭЭГ записывались данные об электрической активности мозга участников. Для оценки результатов использовали три показателя: анализ вызванных потенциалов, межсубъектные корреляции (ISC) и многомерный анализ паттернов электроэнцефалограммы (MVPA).
Вызванные потенциалы — активность мозга в ответ на внешние стимулы, которые можно отследить по ЭЭГ. Отдельно изучалась волна Р300, так как считается, что именно на 300-й миллисекунде (Р300) после стимула человек принимает решения. Выяснилось, что волна Р300 после прослушивания речи врача стала интенсивнее. По мнению авторов, это значит, что во второй раз испытуемые принимали более обдуманные решения о покупке съедобных товаров и по-другому оценивали те же товары, что подтверждается межсубъектными корреляциями (ISC).
Межсубъектные корреляции — степень вовлеченности испытуемых во время прослушивания, с их помощью можно увидеть, какие области мозга задействованы при выполнении задания.
«Как мы и ожидали, области зрительной и слуховой коры мозга, участвующие в обработке информации и принятии решений, были наиболее активны. Однако интересно, что чем выше были показатели ЭЭГ, тем более взвешенные решения о покупке товаров с сахаром принимали участники. И в итоге платили за них меньше, чем в первый раз. Мы делаем вывод, что речь диетолога повлияла на испытуемых, и это прослеживается в активности зрительной и слуховой коры», — поясняет один из авторов статьи, заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии Владимир Косоногов.
С помощью многомерного анализа паттернов электроэнцефалограммы (MVPA) ученые проверили, можно ли по рисунку (паттерну) мозговой активности при прослушивании лекции предсказать, как услышанное повлияет на участника. Аналитическая модель, разработанная учеными, смогла по данным ЭЭГ предсказывать решения, которые затем принимали потребители. Исследователи предполагают, что у участников, на которых речь врача повлияла сильнее, эта информация кодируется иначе.
«Подобные исследования могут использоваться при оценке факторов здорового образа жизни. В дальнейшем мы будем применять новые тексты и подробнее изучать, как реакция на них отражается на ЭЭГ. Кроме того, мы хотим использовать убеждающие видеосообщения. Также мы планируем отдельно рассмотреть категорию пациентов с сахарным диабетом и ожирением. Сейчас мы работаем над похожим экспериментом, но уже с применением магнитно-резонансной томографии. В новом исследовании можно будет дополнительно отслеживать мозговую активность в глубинных структурах, в том числе и в условных “центрах удовольствия” мозга», — рассказывает один из авторов статьи, младший научный сотрудник Международной лаборатории социальной нейробиологии НИУ ВШЭ Иоаннис Нтуманис.
Текст: пресс-служба ВШЭ
Ntoumanis at al., Neural mechanisms of expert persuasion on willingness to pay for sugarFront. Behav. Neurosci., 13 March 2023 Sec. Motivation and Reward
Volume 17 — 2023 | https://doi.org/10.3389/fnbeh.2023.1147140