Жюль Бернар Люис: первооткрыватель субталамического ядра

Вчера, 17 августа,  в истории нейронаук отмечался важный день. Мы отмечаем день рождения человека, очень много сделавшего для становления наук о мозге в XIX века. Тем обиднее, что биография Жюля Бернара Люиса занимает в российской википедии всего четыре строчки: столько, сколько занимает вводка к этой статье, да и то – частично взятая из древнего энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Что ж, постараемся рассказать об этом замечаельном человеке немного больше.

Жюль Бернар Люис


Наш герой родился 17 августа 1828 года в Париже. Здесь же он учился и начинал свою научную деятельность. Свою интернатуру он начал в 1853 году и немедленно окунулся в Большую Науку. Дело в том, что научным руководителем Люиса был Шарль Робин, человек, который первым  начал использовать микроскоп в клинической медицине во Франции (подобно своему одногодку Рудольфу Вирхову в Германии). И уже в 1856 году, еще до получения степени доктора медицины Люис издал ставший бестселлером «мемуар» (так тогда назывались научные труды – монографии) об использовании микроскопии в патологической анатомии, диагностике и лечении заболеваний. Доктором он стал только в 1857 году.

Если говорить о карьере, то Люис недолгое время проработал в знаменитом госпитале Сальпетриер, а затем получил назначение в клинику Шарите, где и проработал до своей отставки в 1893 году.

Зарисовки нейронов, сделанные Люисом. А — нейроны чёрной субстанции, В — большой нейрон стриатума, С — «анастомозы», которые, как полагал Люис, существуют между нейронами различных областей мозга.


Научное наследие Люиса огромно. Так, уже в 1865 году он опубликовал свой первый magnum opus – «Исследования структуры, функций и заболеваний цереброспинальной системы». 660 страниц текста и 80-страничный атлас! Учитель Люиса самолично представил этот труд в Académie de médecine.  Как пишут биографы, эта работа позволила немного «разогнать тучи френологии, нависшие над нейроанатомией во Франции».

Иллюстрация  из «Исследований структуры, функций и заболеваний цереброспинальной системы»


Люис впервые в нейроанатомической практике соединил фотоаппарат и микроскоп и начал делать микрофотографии нейронов (это самое начало 1870-х!), а в 1873 году опубликовал невиданный до той поры труд:  Iconographie Photographique des Centres Nerveux. Семьдесят страниц этой книги представляли собой первый в истории фотографический анатомический атлас мозга, где опубликовал различные срезы мозга. Она, кстати, доступна онлайн.

Прорись из фотографического атласа


Но, безусловно, главным анатомическим открытием Люиса стало то, что сам он описал, как «полосатое добавление к верхней оливке». Сейчас это называется субталамическое ядро, важнейшая часть базальных ганглиев. В 1877 году швейцарский нейроанатом Август Форель, исследователь мозга человека и муравьев, один из сооснователей нейронной теории строения мозга, предложил называть субталамическое ядро corpus Luysii – тельцем Люиса. До сих пор этот термин в ходу. Кроме этого, Луис проследил связи субталамического ядра с бледным шаром (globus pallidus) – части полосатого тела и с корой головного мозга. Именно эти структуры и связи сейчас считаются центром патофизиологии болезни Паркинсона.

Базальные ганглии. STN — субталамическое ядро


Ну и конечно, нельзя не сказать о важном вкладе нашего героя в психиатрию, а точнее – в исследование истерии и гипноза. Могучий триумвират из Люиса, знакомого нам Жана Мартена Шарко и Виктором Альфонсом Амадеем Дюмонпалиером занимался проверкой научности и эффективности металлотерапии, развитой неким Виктором Бурком, а параллельно основал Школу гипноза госпиталя Сальпетриер, заложивший основу современных исследований этих психических явлений.


Текст: Алексей Паевский