IV Всероссийский съезд по радиохирургии и стереотаксической радиотерапии прошел 13-14 октября в Санкт-Петербурге. На ежегодное мероприятие собрались врачи-радиотерапевты, онкологи, нейрохирурги, рентгенологи, радиологи и медицинские физики из регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
«Мы проводим съезд четвертый год подряд, и видим, что он вызывает огромный интерес. Мы, несомненно, будем продолжать эту традицию. На следующий год попробуем изменить место конгресса – надеемся провести его в Новосибирске. Это, может быть, несколько неожиданно для наших коллег, но мы решили, что неправильно все время собираться в одном городе», — сказал Аркадий Столпнер, председатель правления Медицинского института им. Березина Сергея (МИБС), который, совместно с Российским союзом радихирургии и стереотаксической радиотерапии, организовал мероприятие.
Собравшиеся в Петербурге специалисты обсуждали новые возможности, которые предоставляет сочетание быстро развивающейся лучевой терапии с новейшими достижениями в других методах лечения рака.
«За последние 10 лет осуществлен настоящий прорыв в области радиотерапии: теперь мы можем доставлять максимальную дозу радиации в очаг и щадить окружающие здоровые ткани. В последние несколько лет лучевая терапия просто взмыла вверх и уже слегка потеснила классическую хирургию в онкологии, но главное – дала пациентам больше шансов на выздоровление», — сказал главный внештатный онколог Москвы, руководитель Центра лучевой терапии ЕМС Нидаль Салим, выступивший на съезде с несколькими докладами.
Сессия по олигометастатическому поражению была посвящена новым подходам к лечению заболевания, еще недавно считавшегося инкурабельным (неизлечимым).
«Еще два года назад большинство онкологов не могли сказать, что четвертая стадия рака излечима. Но сегодня практически половина специалистов мирового уровня считают, что и на этой стадии развития опухоли возможно выздоровление», — утверждает Нидаль Салим.
Пока речь идет о борьбе с олигаметастатическим поражением, при котором общее число вторичных очагов патологического процесса не превышает пяти. Заболевание встречается довольно часто: только в США ежегодно регистрируется около 90 тысяч пациентов с метастазировавшим раком. На первом месте по метастазированию находится рак легкого (более 50% от общего числа заболевших), на втором – рак молочной железы (14%).
Критерии рака четвертой стадии с хорошими прогнозами на излечение перечислил в своем докладе заместитель главного врача МИБС, врач-онколог к.м.н. Иван Рыков. Это изолированное расположение ограниченного числа метастазов в пределах органа, возможность резекции (хирургического удаления) или радиочастотной абляции первичной и вторичной опухолей и сохранность функций органа после лечения.
Системный подход, сочетающий радиохирургию с современными методами лекарственного лечения (иммунотерапия, таргетная терапия) дает наилучшие результаты.
«Немелкоклеточный рак легкого – очень сложная болезнь, со средней выживаемостью менее года. Тем не менее, сегодня рекомендации профессиональных сообществ США, Европы и России позволяют лечить НМКРЛ с метастазами: статистика показывает, что применение химиотерапии или таргетного лечения в сочетании с радиохирургией увеличивает общую выживаемость более чем в два раза, до 26 месяцев. А пятилетний рубеж переживают 30% пациентов», – привел пример Иван Рыков.
Комплексный подход при метастазах колоректального рака в печени позволяет излечить полностью 25% заболевших — каждый четвертый пациент преодолевает 10-летний рубеж. А при метастазах рака молочной железы возможно взять под контроль, по данным разных исследований, до 89-97% опухолей.
С развитием современных методов облучения, таких, как стереотаксическая (высокоточная) радиотерапия, стало проще найти баланс между эффективностью радиационного воздействия и токсичностью. Это позволяет лечить опухоль в тех случаях, когда иные методы неприменимы.
К примеру, почти у половины пациентов, ранее прошедших радиотерапевтическое лечение опухолей головы и шеи, возникают вторичные раки или рецидивы, рассказал в своем выступлении радиационный онколог клиники «Онкостоп» Денис Ларинов. Хирургическая операция могла бы дать хорошие результаты, но подходит только 10-20% пациентов. Химиотерапия бессильна. Обычная лучевая терапия опасна токсичностью и осложнениями, которые зачастую вынуждают прерывать курс лечения.
Как показывает опыт, сообщил Ларинов, пациенты, повторно лечившие опухоли головы и шеи с применением стереотаксической радиотерапии, практически не имеют побочных эффектов: миелопия встречается менее чем у 1% пациентов, некроз костей – менее чем у 7% и т.д.
Однако настоящим прорывом последней четверти века в лучевом лечении стала протонная терапия, которая, благодаря физическим свойствам тяжелых заряженных частиц, дает возможность доставлять в мишень максимальную дозу излучения, одновременно снижая радиационную нагрузку на здоровые ткани.
«Протонная терапия является в настоящее время наиболее мощным средством для получения высокой конформности дозных распределений. Метод позволяет минимизировать побочные эффекты и на порядок, по сравнению с фотонной, снижает риски вторичных раков, а потому оптимален в лечении детей», — говорит заведующий отделение конформной лучевой терапии МИБС к.м.н. Николай Воробьев.
После завершения научной программы участники съезда побывали на экскурсии в первом в РФ и странах СНГ клиническом центре протонной терапии с поворотным гентри, открытом МИБС в Санкт-Петербурге около года назад.
В этом году в работе съезда впервые участвовала Ассоциация радиохирургов Аргентины (Asociacion Argentina de Radiocirugia – AAR), совместно с которой была проведена специальная секции Russia meets Argentina. После нее руководители AAR и Российского союза радиохирургии и стереотаксической радиотерапии (РСРСР) подписали соглашение о сотрудничестве в области научной деятельности и профессионального образования.
«Сегодня, чтобы лечить правильно, нельзя замыкаться в пределах одного медицинского учреждения, одного города, одной страны. Очень важно смотреть, как лечат в других местах, как организован рабочий процесс. Задача научных ассоциаций заключается в том, чтобы взаимодействовать с коллегами из других стран, привносить свои хорошие практики туда и перенимать то, что они делают лучше», — говорит исполнительный директор РСРСР Михаил Черкашин.
«Мы приехали в Петербург, чтобы подписать соглашение, так как внедрение медицинских технологий в Аргентине продвигается вперед, но врачи испытывают потребность в информации, знаниях, тренингах. Последние четыре года мы работаем над созданием профессиональной ассоциации и установлением связей с международными и национальными сообществами. Мы надеемся перенять опыт радиохирургического лечения, который уже накоплен в России. Ситуация в лучевой терапии в Аргентине примерно такая же, как была в России лет десять назад, поэтому, я надеюсь, опыт коллег окажется полезен для нас и позволит избежать ошибок», — прокомментировал подписание документа член правления Ассоциации радиохирургии Аргентины Uriel Novick.
В Аргентине, пояснил Президент AAR Carlos Alberto Ciraolo, в 1984 году был установлен первый за пределами Швеции (страны, в которой был создан этот аппарат) гамма-нож – установка для радиохирургического лечения опухолей головы (подробнее об этом методе читайте в нашей статье). Но до сих пор он остается единственной радиохирургической машиной на всю страну.
В России на сегодня работают 6 гамма-ножей, более десяти кибер-ножей. В стереотаксической радиотерапии Россия также опережает Аргентину. Несмотря на сохраняющийся дефицит современных линейных ускорителей в стране в целом, в наиболее хорошо оснащенных федеральных медицинских центрах и передовых частных клиниках представлено оборудование мирового уровня.
Сотрудничество предусматривает обмен опытом в применении современных технологий лучевой терапии, в том числе – организацию стажировок для врачей в ведущих клиниках России и Аргентины.
Текст: МИБС
На Европейском радиологическом конгрессе, который проходил в Вене в начале марта, собрались более 20 тысяч радиологов со всего мира, чтобы обсудить новые протоколы диагностики, нейросетевые…
Вчера мы опубликовали первую часть большого интервью с руководителем центра протонной терапии Медицинского института им. Березина Сергея Аркадием Столпнером об открывшемся в 2017 году центре. Разговор продолжился…
Что первое может прийти в голову людям, услышавшим термин «гамма-нож»? Возможно, у некоторых в памяти всплывут сцены из фильма «Звездные войны», а кто-то подумает о…