Исследования в области когнитивных нейронаук раскрывают новые факты о механизмах памяти. В этом обзоре мы рассмотрим ключевые открытия декабря: роль глутамата в аверсивном обучении у дрозофил, когнитивные механизмы причинно-следственных суждений у взрослых, влияние когнитивной нагрузки на регуляцию эмоций, связь тревожности и нагрузки на рабочую память с вызванными потенциалами, роль тета-осцилляций в процессах памяти и способы ранней диагностики болезни Альцгеймера.
Сredit: public domain
Science
Дрозофил можно научить ассоциировать определенные запахи с болезненными ударами электрическим током. Это называется аверсивным обучением, когда изначально чересчур приятный стимул начинает вызывать отрицательную реакцию из-за негативного подкрепления. Такое обучение может успешно использоваться для лечения различных зависимостей. Однако на текущий момент не понятно, как аверсивные воспоминания формируются и сохраняются в мозге.
В статье, опубликованной в журнале Science, попытались ответить на этот вопрос. Мушек одновременно подвергали воздействию запаха и удару током, что приводило к формированию устойчивой ассоциации: мушки начинали избегать запах. Исследователи обнаружили, что ключевая структура в формировании аверсивных ассоциаци – грибовидное тело. При одновременном появлении запаха и ударе током окружающие грибовидное тело глиальные клетки с помощью глутамата воздействуют на дофаминовые нейроны этих структур, за счет чего обеспечивается передача информации об аверсивном стимуле.
Сredit: Miyashita et al. / Science 2023
Cognition
В этой статье описываются два эксперимента с участием взрослых и разработка вычислительные модели, направленная на то, чтобы проверить, какие механизмы наилучшим образом описывают когнитивные процессы, связанные с причинно-следственными рассуждениями у взрослых. Результаты показали, что взрослые в суждениях о причинно-следственных связях полагались скорее на байесовский вывод, нежели на различные формы ассоциативного обучения. Говоря простым языком, основой причинно-следственного мышления у взрослых скорее является постоянная проверка гипотез (А вызывает Б), нежели поиск наиболее вероятной связи между “причиной” и “следствием” в памяти.
Psychophysiology
В статье Ченга и коллег описывается способность людей увеличивать влияние положительных эмоций с помощью таких стратегий эмоциональной регуляции как переоценка и наслаждение при одновременном наличии отвлекающих факторов (нагрузки на рабочую память). В ЭЭГ-исследовании приняли участие 76 респондентов, часть из которых должна была использовать стратегию переоценки (переосмыслите картинку таким образом, чтобы она казалась вам более приятной), а другая — стратегию наслаждения (сфокусируйтесь на картинке, и дайте себе возможность чувствовать положительные эмоции, которые она вызывает) при просмотре картинок. При этом участники выполняли задания на рабочую память с разными уровнями сложности. Результаты показали, что высокая нагрузка на рабочую память никак не влияла на эффективность обеих стратегий эмоциональной регуляции. Но в то же время регуляция эмоций приводила к ухудшению тестов на рабочую память.
Сredit: Y. Chend et al. / Psychophysiology 2023
Еще одна статья описывает связь тревожности и объема рабочей памяти с психофизиологическим явлением, которое называется “негативность, вызванная ошибкой” (связанная с ошибкой). Такая “негативность“ — это вызванный потенциал мозга, который наблюдается в передней поясной коре и префронтальной коре через некоторое время после осознания респондентом своей ошибки. Авторы исследования, манипулируя нагрузкой на рабочую память и уровнем вызванной тревожности (участников просили рассказать о каком-то волнующем событии из собственной жизни и оценить уровень волнения), исследовали, как изменяются два физиологических показателя “негативности”: амплитуды вызванного потенциала на ЭЭГ и размер зрачка (ай-трекер). В результате ученые выяснили, что ни нагрузка на рабочую память, ни тревожность не изменяют амплитуду “негативности”. В то же время с нагрузкой на рабочую память ослабевала реакция зрачка на ошибку: зрачок слабее уменьшался.
Ченг и коллеги опубликовали статью, в которой описали, как наличие выбора влияет на эффективность нашей памяти. В ЭЭГ-исследовании ученые сконцентрировались на тета-диапазоне колебаний мозга при выполнении теста на запоминание выбора. Участники либо самостоятельно выбирали между двумя объектами для запоминания, либо подчинялись выбору, который сделал за них компьютер. Результаты показали, что успешное формирование памяти в условиях выбора связано с увеличением мощности тета-осцилляций в начале запоминания.
Еще одна статья исследует активность мозжечка у носителей аллеля APOE-ε4 для диагностики болезни Альцгеймера на самых ранних стадиях. Аполипопротеин E (ApoE) считается главным фактором риска возникновения болезни Альцгеймера. Ученые сосредоточились на активности мозжечка во время выполнения задач на исполнительные функции. Они обнаружили, что у пожилых людей без APOE-ε4 наблюдается компенсаторная активность мозжечка, которая отсутствовала у носителей APOE-ε4, что может указывать на возможное истощение компенсаторных ресурсов и быть маркеров начинающегося заболевания.
Neurobiology of Learning and Memory
Статья британских ученых описывает серию экспериментов, в которых изучалось то, как напоминания изменяют нашу память. Ученые хотели проверить идею о реконсолидации памяти, согласно которой напоминание о событии делает память о нем открытой к изменениям и, вероятно, к нарушениям. Эксперименты показали, что после напоминания о стимуле и последующего воздействия с помощью интерферирующей задачи воспоминания действительно изменяются.
Статья американских ученых посвящена изучению того, как стресс воздействует на уровень женских гормонов эстрогенов и на качество пространственного обучения. Ученые использовали лабиринт открытого поля с башнями для оценки пространственного обучения сразу после того, как крысы подвергались воздействию стрессора (яркий свет). Во время обучения и тестирования ученые отслеживали цикл эстрогенов у крыс. Воздействие стресса не влияло на обучение, когда уровень эстрогенов был низким. Однако стрессовое воздействие значительно снижало пространственное обучение, когда крысы находились в фазе повышенного уровня эстрогенов.
Сredit: O. Lipatova et al. / Neurobiology of Learning and Memory 2023
В статье китайских ученых описывается то, как восстановление контекста, который существовал при кодировании информации, помогает воспроизводить ее (различать старые и новые стимулы). Участников просили связать запоминаемые объекты с фоновыми сценами, а затем выполнить задачу на распознавание объектов (старый/новый объекты на старом/новом фоне). Результаты показали, что участники лучше отличали старые объекты, если они предъявлялись на старом фоне.
Такой поведенческий результат сопровождался специфическим вызванным потенциалом в теменной коре мозга. С точки зрения ученых это указывает на то, что контекст помогает нам не просто узнавать объект, но играет важнейшую роль в кодировании и воспроизведении информации.
Сredit: J. Miao et al. / Neurobiology of Learning and Memory 2023
Статья канадских ученых описывает феномен антероградной интерференции (ситуация, при которой запоминание одной информации мешает запоминанию последующей информации). Ученые показали, что дополнительная тренировка моторного навыка улучшает память на навык, но это происходит за счет уменьшения возможностей последующего обучения (научившись ездить на машине, сразу учиться ездить на велосипеде не имеет смысла). Вероятно, это происходит из-за того, что дополнительная практика вызывает стабилизацию активности нейрональных сетей, что ограничивает их последующую пластичность.
Подготовил: Никита Отставнов