В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Mental Health, ученые из Стэнфордского университета обнаружили, что менее двух минут электрической стимуляции, направленной на определенную область мозга, могут повысить склонность людей к гипнозу примерно на один час. Это открытие потенциально позволит большему количеству пациентов получить доступ к преимуществам терапии, основанной на гипнозе.
Credit: public domain
Западная психотерапия утверждает, что гипноз может облегчить лечение и управление множеством психиатрических и неврологических симптомов. Однако не все люди одинаково реагируют на гипноз.
«Гипнабельность» или способность человека реагировать на внушения при гипнозе, считается стабильной нейроповеденческой чертой, состоящей из разных когнитивных, нейронных и поведенческих компонентов. По статистике примерно две трети взрослого населения в некоторой степени поддаются гипнозу, а 15% обладают высокой степенью гипнабельности, способны справиться с клинической болью при гипнозе и даже перенести хирургическое вмешательство без химической анестезии.
Предыдущие исследования показали, что гипнабельность – стабильная черта у людей на протяжении всей взрослой жизни с корреляцией между тестами и повторными тестами 0,7 за 25-летний интервал (средний возраст от 19,5 до 45 лет). Для сравнения, корреляции между тестами и повторными тестами личностных качеств и IQ (коэффициент интеллекта) в соответствующем возрасте колеблются от 0,51 до 0,62. Попытки модулировать гипнабельность предпринимались десятилетиями. В предыдущих исследованиях пытались изменить чувствительность к гипнозу с помощью психоактивных препаратов и других фармацевтических веществ, но не достигали особого эффекта.
Считается, что высокая гипнабельность связана с измененной активацией префронтальной и передней поясной коры, хотя в гипноз вовлекаются и другие области мозга в зависимости от поставленных задач. Предыдущая работа этой группы исследователей показала, что высокая гипнабельность связана с усилением функциональных связей между левой дорсолатеральной префронтальной корой (L-DLPFC) и дорсальной передней поясной извилиной корой (dACC), тогда как низкая гипнабельность была связана с низким уровнем L-DLPFC–dACC.
В новом исследовании, проведенном командой с кафедры психиатрии и поведенческих наук Стэнфордского университета, приняли участие восемьдесят участников (93,8% женщин, средний возраст 48,3 ± 12,4 года). Половина испытуемых получили транскраниальную магнитную стимуляцию, при которой электромагнитные катушки, приложенные к коже головы, доставляют магнитные импульсы в мозг. В частности, добровольцы получили две 46-секундных стимуляции, которые доставили 800 магнитных импульсов в точное место в левой дорсолатеральной префронтальной коре. Точные места зависели от уникальной структуры и активности мозга каждого человека.
Другая половина участников получила имитацию лечения с таким же внешним видом и ощущениями, но без настоящей магнитной стимуляции. Гипнабельность оценивалась врачами непосредственно до и после лечения, при этом ни пациенты, ни врачи не знали, кто в какой группе находился.
Исследователи обнаружили, что участники, получившие нейростимуляцию, показали статистически значимое увеличение гипнабельности, набрав примерно на один балл выше. В фиктивной группе не обнаружилось никакого эффекта. Когда через час участников снова обследовали, эффект исчез, и между двумя группами больше не регистрировалась статистически значимая разница.
Подход к нейромодуляции, названный SHIFT, продемонстрировал достоверную модуляцию гипнабельности — стабильной, клинически значимой нейроповеденческой черты. Опираясь на предыдущую работу группы исследователей по нейронным основам гипнабельности, полученные новые результаты обеспечивают дополнительное подтверждение взаимосвязи между L-DLPFC и гипнабельностью, поскольку затораживание этой области мозга приводит к изменениям в показателе гипнабельности.
Наряду с возможностями изменения такой стабильной нейроповеденческой черты, как гипнабельность, с помощью нейромодуляции, некоторые предыдущие исследования также продемонстрировали способность ТМС изменять и другие нейроповеденческие черты. В небольшом исследовании Доктора Спронка и его командынаблюдали значительное снижение черт невротизма и увеличение экстраверсии после 15–25 сеансов рТМС, примененных к L-DLPFC. Модуляцию невротизма позже воспроизвели Берлим и его коллеги. Это примечательно тем, что, помимо зависящих от времени изменений черт невротизма, лечение депрессии в значительной степени не в состоянии их модулировать. Таким образом, метод SHIFT может модулировать клинически значимые нейроповеденческие черты, связанные с психопатологией и реакцией на лечение.
Текст: Виктория Киричок
Faerman, A., Bishop, J.H., Stimpson, K.H. et al. Stanford Hypnosis Integrated with Functional Connectivity-targeted Transcranial Stimulation (SHIFT): a preregistered randomized controlled trial. Nat. Mental Health 2, 96–103 (2024). https://doi.org/10.1038/s44220-023-00184-z