Нейронауки об образовании

29 апреля 2023

14 апреля в рамках ежегодной Ясинской международной научной конференции в НИУ ВШЭ состоялся круглый стол “Нейронауки об образовании”. Спикерами круглого стола были практикующие преподаватели, которые на основании своего опыта поделились проблемами, связанными с образованием, и своими запросами к нейроученым. 


Семинар «Нейронауки об образовании» уже в течение года реализуется на базе НИУ ВШЭ инициативным коллективом, представляющим Институт Образования, Институт Когнитивных Нейронаук и Департамент Психологии. Как правило, семинар представляет собой рассказ ученых об исследованиях или инструментах, имеющих практическое значение для педагогов. На семинаре уже освещались следующие темы: методы, используемые в нейронауках, история нейрообразования, отчет НТИ Нейронет по теме «Нейрообразование», когнитивная нагрузка, особенности развития мозга одаренных детей, исследования чтения и фонологического дефицита, изучение категориального научения, технология распознавания психоэмоционального состояния. Главный редактор нашего портала Алексей Паевский принял участие в семинаре, осветив основные существующие нейромифы и объяснив, почему к ним нужно относиться критически. 

Как правило, на семинаре диалог строится в направлении от исследователей к практикам. Однако у организационного комитета уже давно возникла мысль узнать о проблемах, с которыми сталкиваются педагоги в своей деятельности, и понять, могут ли нейронауки помочь в их решении. С одной стороны, такие проблемы становятся темами будущих семинаров, с другой стороны — это вектора будущих исследований. Для нас, авторов портала, это темы будущих статей в рубрику «Нейрообразование». 

В рамках круглого стола «Нейронауки об образовании», удалось создать платформу, где педагоги рассказывали о своем опыте и кейсах, которые, с их точки зрения, могли иметь отношение к нейронаукам. Круглый стол получился мультипредметным: в нем приняли участие преподаватели английского языка, математики, истории, творческих направлений (актерского мастерства). Среди спикеров были педагоги, педагоги-психологи, заместители директоров и руководители направлений, методисты, директора школ, представители организаций дополнительного образования. 

Каждый спикер говорил о проблемах, с которыми он сталкивается в образовательной деятельности и которые можно решить, если использовать достижения нейро- и когнитивной науки. 

Мы обобщили высказанные проблемы и постарались систематизировать их с точки зрения подходов к решению. 

Инструменты, методики

  • Методы отслеживания когнитивного состояния учащихся, позволяющих варьировать когнитивную нагрузку на них;
  • Создание инструментов саморегуляции эмоциональных состояний для детей, испытывающих такую тревожность;
  • Новые методы обучения школьников, позволяющие лучше обрабатывать и усваивать информацию;
  • Методы работы с детьми, имеющими раскоординированность движений;
  • Научно валидированные методы работы с детьми, имеющими СДВГ или аутизма;
  • Способы развития памяти и внимания для детей, обучающихся творческим навыкам (например, актерскому мастерству);
  • Новые эффективные методы обучения, которые помогут школьникам лучше работать с неразмеченными текстами;
  • Методы обучения, увеличивающие социализацию школьников в классах из 30 детей;
  • Способы развития памяти и внимания для детей, обучающихся творческим навыкам (например, актерскому мастерству).

Вопросы для просветительской или образовательной деятельности

  • Проблема непонимания родителями особенностей работы мозга их детей, из-за чего зачастую те не признают имеющиеся проблемы и препятствуют их быстрому решению;
  • Возможности применения технологий транскраниальной стимуляции для детей с эмоциональными проблемами;
  • Нейрональные корреляты критического мышления; 
  • Проблема талантливых детей и их взаимодействия с преподавателем, мыслящим в другой парадигме.

Вектора исследований

  • Изучение применения технологий транскраниальной стимуляции для детей с эмоциональными проблемами;
  • Поиск нейрональных и когнитивных причин быстрого выгорания преподавателей;
  • Изучение влияния на мозг школьника тревожности, которая появляется вследствие высоких требований самого школьника или его родителей;
  • Анализ проблем детей-отличников, не способных эффективно решать новые и креативные задачи;
  • Изучение особенностей обучения детей, имеющих раскоординированность движений;
  • Научная валидация методов работы с детьми, имеющими проблемы типа гиперактивности, дефицита внимания, аутизма;
  • Научная валидация эффективности психогимнастики с точки зрения работы мозга;
  • Поиск причин, которые мешают детям успешно анализировать большие объемы текста;
  • Изучение нейрональных коррелятов критического мышления учеников; 
  • Анализ трудностей пересказывания простых текстов на нейрокогнитивном уровне;
  • Изучение причин, обусловливающих изменения в обучении школьников при переходе в среднюю школу;
  • Поиск нейронаучных доказательств эффективности деятельностного подхода; 
  • Изучение использования многомодальных образовательных форм (танцы, сценки) для обучения (например, английскому языку);
  • Изучение доминирования визуальных образов в образовательных материалов и их влияния на когнитивные способности детей;
  • Изучение способов развития памяти и внимания для детей, обучающихся творческим навыкам (например, актерскому мастерству);
  • Анализ влияния обучения творческим навыкам на развитие когнитивных функций и их проявление в школе.

После всех презентаций команда организаторов, состоящая из исследователей разных направлений нейронаук и психологии, постаралась дать краткие комментарии по запросам. 

Никита Отставнов отметил важность мультимодального обучения. Он объяснил это тем, что для долговременного запоминания информации мозг индексирует данные, маркирует их, давая определенные «теги». Чем больше таких «тегов», тем легче потом извлекать информацию из долговременной памяти. Соответственно, такие теги могут быть разномодальными, что улучшает запоминание.

Светлана Дорофеева постаралась систематизировать описанные педагогами проблемы с точки зрения основных аспектов нейронауки, в которых могут наблюдаться индивидуальные различия как между учениками, так и между учеником и педагогом. Среди таких аспектов, которым необходимо уделить внимание, Светлана назвала подкорковые структуры, определяющие энергетический статус человека, разную способность к автоматизации действий, индивидуальные особенности обработки входящей информации с разных анализаторов, интеграцию такой информации (мультимодальная обработка) в ассоциативных отделах мозга, аспект когнитивного контроля и планирования (нейрональные корреляты которых могут созревать с разной скоростью). 

Ориентируясь на эти аспекты, можно попытаться описать индивидуальные различия: например, проблемы с чтением больших текстов у некоторых детей или необходимость новых форматов обучения для современных детей. При этом некоторые вещи поддаются тренировке: например, можно увеличить энергетический статус учащегося или управлять им, варьируя нагрузку и отдых.

Ася Истомина отметила важность и малоизученность эмоциональных областей мозга, в частности — островка, который определяет мотивацию детей. Управлять мотивацией, по мнению исследователя, можно, разбивая большие и непонятные ребенку цели на более мелкие. Ставить маленькие задачи. 

Нина Здорова отметила, что существует проблема закрытости школ, препятствующая проведению эмпирических исследований. Решить такую проблему, по мнению исследователя, можно скорее дружественным диалогом администрации школ с представителями науки. 

Стоит отметить, что по завершению официальной части мероприятия началась дискуссия между присутствующими практиками и учеными, которая открыла дополнительные идеи и запросы к нейрообразованию. Среди них можно выделить следующие:

  • исследование влияния современных технологий (например, нейросетей) на двигательную активность и, как следствие, на когнитивные способности детей;
  • поиск научно-обоснованных методик обучения детей самостоятельной постановке целей; 
  • потребность в исследованиях образовательного процесса взрослых, которые могут лечь в основу курсов повышения квалификации, курсов для пожилых (включая программу “Московское долголетие”).

Мероприятие расширило горизонт, определяющий взаимодействие нейронауки и образования. Любопытно, что некоторые вещи, высказываемые практиками, хорошо перекликаются с обсуждением этих вопросов в коммерческом секторе, а также в академической среде

Круглый стол вдохновил на множество идей и проектов, которые мы надеемся впоследствии развивать и в НИУ ВШЭ, и на нашем портале, и в ряде других проектов. Более того, мы надеемся, что мероприятие послужит отправной точкой для прямого двустороннего диалога между педагогами и учеными и будет продолжено в будущем, в частности, на семинарах «Нейронауки об образовании» (заполнив анкету, вы можете присоединиться к рассылке о семинаре).  


Текст: Никита Отставнов, Евгения Юрчик

Круглый стол проводился при поддержки проектом 5.5. «Нейронауки об образовании» Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (при поддержке гранта № 075-15-2022-325, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации: https://ncmu.hse.ru/).