Биологи зафиксировали активность мозга морских слонов во время их погружения в море. Они обнаружили, что при поиске пропитания эти животные спят по 10 минут. Также биологи зафиксировали, что медленную фазу сна у морских слонов сменяет быстрая, во время которой они впадают в «сонный паралич» и перестают контролировать свои движения. Исследование поможет детальнее изучить тюленьи «места сна» и поспособствует поддержке их популяции. Статья опубликована в журнале Science.
Сон необходим для поддержания жизни, однако не все млекопитающие живут в среде, где возможен продолжительный сон. Поэтому они вынуждены приспосабливаться. Морские млекопитающие сталкиваются с особенно сложными условиями для сна, так как часто находятся в море и ничем не защищены от хищников. Морские слоны (Mirounga angustirostris)— именно такие животные. Они относятся к семейству настоящих тюленей и питаются рыбой. Их естественными врагами являются белые акулы и косатки, которые охотятся в верхних слоях воды. Поэтому морские слоны проводят на поверхности всего несколько минут, дыша между погружениями.
Изучение морских млекопитающих всегда сопровождается большими трудностями, так как на поверхности они находятся меньшую часть своей жизни. То, что происходит на глубине, очень сложно наблюдать и фиксировать. Свое новое исследование ученые провели, чтобы узнать, как морские млекопитающие удовлетворяют свои ежедневные потребности.
«В течение многих лет один из центральных вопросов о морских слонах заключался в том, когда они спят», — говорит Дэниел Коста из Института морских наук Калифорнийского Университета в Южной Каролине.
Его лаборатория более 25 лет руководила программой исследований морских слонов, в рамках которой биологи использовали сложные метки для отслеживания перемещений и поведения животных во время их миграций в поисках пищи. Ученые разработали систему, которая позволяет регистрировать активность мозга в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у морских слонов во время их погружения. В дополнение к этой системе у животных были установлены регистраторы времени и глубины, а также другие инструменты, позволяющие отслеживать движения морских слонов и соотносить их с мозговой активностью. На основании полученных данных ученые составили профили 334 животных.
Результаты исследования показали, что морские слоны могут проводить 10 часов в день во сне на пляже в период размножения, но в среднем они спят суммарно всего 2 часа в день, когда находятся в море в период многомесячных поисков пропитания. Они спят около 10 минут во время долгих погружений, длящихся 30 минут, спускаясь на дно по спирали во время сна, либо просто неподвижно лежа на морском дне. Во время долгих погружений они способны задерживать дыхание, что позволяет им спать. Когда морские слоны находятся глубоко под водой — они в безопасности. Полученные записи позволили установить, как именно эти млекопитающие впадают в сон: сначала они погружаются в стадию медленноволнового сна, когда они могут контролировать свое медленное движение вниз, а затем переходят в стадию быстрого сна. В течение быстрого сна у морских слонов случается сонный паралич, что заставляет их переворачиваться вверх ногами и дрейфовать по спирали.
«Кажется невероятным, чтобы они действительно испытывали сонный паралич во время погружения, но это говорит нам кое-что о процессах принятия решений этими тюленями, где в толще воды они чувствуют себя в достаточной безопасности, чтобы заснуть», — отметил Терри Уильямс из Калифорнийского Университета в Санта-Крус. Всего ученым удалось зафиксировать максимальную глубину погружения в 377 метров.
Таким образом, морские слоны могут считаться обладателями одних из самых коротких периодов сна. Они могут состязаться с африканскими слонами, которые также спят всего 2 часа в день. По словам исследователей, полученные результаты могут быть полезны для разработки стратегий по сохранению популяции морских слонов, поскольку выявляют предпочтительные места для сна этих животных.
Текст: Нелли Чивилева
Jessica M. Kendall-Bar et al. Brain activity of diving seals reveals short sleep cycles at depth.Science380, 260-265(2023).DOI:10.1126/science.adf0566