Нейросентябрь 2023 года в Movement Disorders

Мы продолжаем обзоры нейрожурналов, посвященных тематике как фундаментальной нейронауки, так и сугубо практических, неврологических. Наши друзья из Центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФМБЦ им А.И.Бурназяна ФМБА России специально для портала «Нейроновости» пристально прочитали сентябрьский выпуск журнала Movement Disorders, посвященного неврологическим заболеваниям, связанных с движением. 

Инфографика данного номера демонстрирует анализ роли церебральной интеграции на выраженность тремора при болезни Паркинсона. 

Известно, что тремор покоя при болезни Паркинсона (БП) возникает в результате патологической активности в базальных ганглиях и мозжечково-таламо-кортикальных путях.

Важен тот факт, что тремор не является относительно стабильным, в отличии от брадикинезии и ригидности. Согласно гипотезе «диммера-переключателя», базальные ганглии действуют как переключатель (инициируя треморную активность), а мозжечково-таламо-кортикальный путь действует как диммер (усиливая амплитуду тремора). Однако, остается неясным, какие механизмы способствуют усилению связи между базальными ганглиями и мозжечково-таламо-кортикальной путями. 

Авторы исследования проверили связь динамических изменений между внутренними состояниями мозга со спонтанными колебаниями тремора БП. 

Они сравнили временную связь между церебральной интеграцией, восходящей системой возбуждения и тремором, как во время когнитивной нагрузки, так и в состоянии покоя. У 40 пациентов с болезнью Паркинсона с доминантным тремором выполнили функциональную магнитно-резонансную томографию, используя одновременные записи тремора и косвенные показатели восходящей системы возбуждения (диаметр зрачка, частота сердечных сокращений). 

Колебания церебральной интеграции были привязаны по времени к спонтанным изменениям амплитуды тремора: церебральная интеграция увеличивалась за 13 секунд до начала тремора и предсказывала амплитуду тремора. Во время, но не перед эпизодами тремора, диаметр зрачков и частота сердечных сокращений увеличивались и коррелировали с амплитудой тремора.

Выводы: интегративные состояния мозга являются важной церебральной средой, в которой возникает активность, связанная с тремором, которая затем усиливается восходящей системой возбуждения. Эти результаты позволяют предположить, что вмешательства, направленные на ослабление церебральной интеграции и/или возбуждения (например, с помощью β-блокаторов или когнитивных парадигм биологической обратной связи) могут быть эффективными при лечении тремора покоя при БП.

Dirkx, M.F., Shine, J.M. and Helmich, R.C. (2023), Integrative Brain States Facilitate the Expression of Parkinson’s Tremor. Mov Disord, 38: 1615-1624. https://doi.org/10.1002/mds.29506


В этом номере представлен интересный систематический обзор и метаанализ, посвященный внеклеточным везикулам для диагностики болезни Паркинсона. 

Своевременная и правильная диагностика болезни Паркинсона (БП) является сложной задачей для врачей и исследователей. К моменту появления двигательных симптомов происходит необратимая гибель большинства центральных дофаминергических нейронов.

Известно, что диагноз БП может быть подтвержден только при патологоанатомическом исследовании, а точность клинического диагноза невысока, особенно в первые 5 лет заболевания.  

Несмотря на достижения в инструментах визуализации,  генетических и биохимических биомаркерах  диагностическая достоверность БП не улучшилась.

 В последние годы внеклеточные везикулы (ВВ) головного мозга, выделенные из образцов, привлекают все большее внимание как возможные биомаркеры. Они считаются привлекательной мишенью с уникальными свойствами и грузом, богатым сигнальными молекулами центральной нервной системы. ВВ секретируются клетками как в физиологических, так и в патологических состояниях. Это одномембранные везикулы эндосомального происхождения диаметром от ~30 до 200 нм с характерной чашеобразной морфологией, наблюдаемой под микроскопом. Они могут переносить белки, дезоксирибонуклеиновые кислоты, рибонуклеиновые кислоты, липиды и гликоконъюгаты.  ВВ жизненно важны для межклеточной коммуникации и могут быть обнаружены в биологических жидкостях, таких как спинномозговая жидкость, кровь, слюна и моча. Также они пересекают гематоэнцефалический барьер в обоих направлениях и, следовательно, выступают в качестве посредников между центральной и периферической нервных систем. Таким образом, данные свойства делают ВВ очень привлекательным биомаркером.

Авторы провели систематический обзор и метаанализ статей (опубликованных до 15 ноября 2022 г.), в которых сообщается об оценке биомаркеров ВВ у пациентов с БП и здоровых людей из контрольной группы.

Несколько белков и рибонуклеиновых кислот были идентифицированы в ВВ у пациентов с БП, но в достаточных исследованиях сообщалось только об α-синуклеине (aSyn) и киназе 2 с богатыми лейцином повторами (LRRK2).  Метаанализ показал, что общее количество aSyn в нейрональных L1CAM-положительных ВВ, выделенных из плазмы крови, является многообещающим биомаркером. Кроме того, интересные результаты были получены для олигомеров aSyn, выделенных из ВВ независимо от их происхождения и метода выделения. Наконец, хотя некоторые исследования оценивают уровни LRRK2 ВВ в моче, метаанализ не смог выявить значительных изменений между БП и здоровыми людьми.

В целом, показанная чувствительность анализов означает, что они могут идентифицировать биомаркеры в крови, которые отражают изменения в мозге. 

Xylaki, M., Chopra, A., Weber, S., Bartl, M., Outeiro, T.F. and Mollenhauer, B. (2023), Extracellular Vesicles for the Diagnosis of Parkinson’s Disease: Systematic Review and Meta-Analysis. Mov Disord, 38: 1585-1597. https://doi.org/10.1002/mds.29497


После ознакомления с предыдущей темой, уже нельзя пройти мимо статьи, посвященной обнаружению специфичной для болезни Паркинсона (БП) микро-РНК в мазках из полости рта и носа. 

Биоматериалы из мазков полости рта и носа теоретически являются потенциальным ресурсом для разработки биомаркеров.  Однако их диагностическая ценность еще не была изучена в контексте БП. 

Известно, что при болезни Паркинсона определено несколько продромальных симптомов, включая изолированную двигательную активность во сне с быстрым движением глаз (иДАсБДГ) или гипосмию. Эти продромальные симптомы имеют высокую прогностическую ценность: иДАсБДГ демонстрирует >80% риск конверсии в клиническую БП, множественную системную атрофию или деменцию с тельцами Леви в течение 15 лет. 

Таким образом, прогнозирование перехода БП из продромальной в клиническую форму весьма актуально в контексте разработки своевременных методов лечения, которые могут перестать быть эффективными на момент клинического диагноза. В связи с чем, в дополнение к фенотипированию БП, существует высокая потребность в диагностических биомаркерах. 

Ранее авторы исследования идентифицировали специфичную для БП микроРНК (miRNA) в биоптатах кишечника. В данной работе стремились исследовать экспрессию микроРНК в мазках из полости рта и носа с целью рассмотреть их ценность как диагностического биомаркера БП и их вклад в возникновение и прогрессирование БП. 

Для этого были отобраны пациенты с БП (n-29), пациенты с изолированным расстройством поведения во время сна (n-8) и контрольная группа пациентов (n-28). Общая РНК была выделена из материала мазка, и экспрессия, заранее определенного набора микроРНК, была количественно определена с помощью полимеразной цепной реакции.

Статический анализ выявил значительно повышенную экспрессию hsa-mir-1260a у пациентов с БП. Интересно, что уровни экспрессии hsa-mir-1260a коррелировали с тяжестью заболевания, а также с функцией обоняния в группах пациентов с БП ииДАсБДГ. Прогнозируемая экспрессия целевого гена hsa-mir-1260a была снижена в группах у пациентов с БП и ИРПС

Выводы авторов исследования: проведенная работа демонстрирует, что мазки из полости рта и носа являются ценным пулом биомаркеров БП и других нейроденегеравтиных заболеваний, сопровождающихся паркинсонизмом. 

Schließer, P., Struebing, F.L., Northoff, B.H., Kurz, A., Rémi, J., Holdt, L., Höglinger, G.U., Herms, J. and Koeglsperger, T. (2023), Detection of a Parkinson’s Disease–Specific MicroRNA Signature in Nasal and Oral Swabs. Mov Disord, 38: 1706-1715. https://doi.org/10.1002/mds.29515


Текст: Наталья Федотова, врач невролог ФНЦ экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФМБЦ им А.И.Бурназяна ФМБА России