Согласно новому исследованию нейробиологов из Гарварда, легкие телесные наказания могут изменять развитие мозга ребенка. Психологи уже показывали связь между шлепками и ментальным проблемами детей в более старшем возрасте: дети, которых шлепали родители, более склонны к депрессии, расстройствам поведения, проблемам с ментальным здоровьем и потреблением наркотиков. Но что происходит у детей в мозге? Оказывается, такая форма наказания как шлепки вызывает более ярко выраженный ответ детского мозга на ситуации опасности. Работа опубликована в журнале Child Development.
Исследование проводилось на 147 детях в возрасте 10-11 лет, 40 из которых родители время от времени шлепали, 107 — нет. При этом никто из детей не имел опыта более серьезных форм насилия.
В ходе исследования каждый ребенок ложился в МРТ-сканер, в котором проводилась функциональная магнитно-резонансная томография, которая позволяет следить за активностью мозга Ребенку показывали фотографии актеров с нейтральными или напуганными выражениями лиц (последние можно считать сигналом опасности).
Каждый из детей видел девять блоков фотографий, изучая каждый блок по восемнадцать секунд. В трех блоках были спокойные лица, в других трех — напуганные, еще три содержали изображения, полученные из фотографий с нейтральными лицами «перемешиванием» пикселей. Каждое изображение демонстрировалось 300 миллисекунд, перерыв между фото составлял 200 мс.
Напуганные лица вызывали бо́льшую активацию многих регионов мозга у всех детей. При этом реакция детей, подвергавшихся шлепкам, была сильнее, чем у тех, кто не имел такого опыта. У этих испытуемых более высокая интенсивность возбуждения была заметной в различных регионах префронтальной коры, в том числе в сети выявления значимости (salience network). Эти области мозга реагируют на важные стимулы, например, такие как угроза, и могут повлиять на принятие решений и восприятие ситуации. Также более высокая активация мозга детей, подвергавшихся шлепкам, была замечена в регионах, вовлеченных в автобиографическую память и ментализацию (способность понимать свое и чужое психическое состояние).
Разница в реакции мозга на испуганные и нейтральные лица у детей, которых шлепали и никогда не шлепали.
Еще один важный результат: одни и те же регионы мозга активировались как у детей, подвергавшихся шлепкам, так и у тех, что имели опыт более серьезного физического насилия. То есть взрослые не воспринимают шлепки как форму насилия, но мозг ребенка реагирует на них как на побои. Более чем в 130 странах эта форма наказания считается социально приемлемой и легальной. Согласно последним исследованиям, около половины респондентов в США шлепали своих детей за прошедший год, около трети — за прошедшую неделю.
Авторы исследования говорят, что их работа — первый шаг к масштабному анализу влияния шлепков на развитие детского мозга и жизненный опыт. Они надеются, что их исследования поспособствуют запрету телесных наказаний и соблюдению Конвенции о правах ребенка.
Текст: Анастасия Новицкая
“Corporal Punishment and Elevated Neural Response to Threat in Children” by Katie A. McLaughlin et al. Child Development