Исследование восприятия визуальных образов, в том числе в художественной культуре, изобразительном искусстве, может быть интересно по ряду причин. Одна из таких причин – это изучение связи эмоциональных и когнитивных процессов, индивидуальных особенностей восприятия и интерпретации. В действительности, то, как мы воспринимаем, например, абстрактные изображения, может многое рассказать нам о нас самих.
Так, например, Койч и Пессотто [1] показали, что искажения эмоционального восприятия изображений связаны с индивидуальными особенностями личности:
чувство радости при предъявлении определенных изображений коррелирует с общительностью,
чувство страха – со способностью противостоять агрессии и отстаивать личные границы.
Развитие возможностей искусственного интеллекта и появление цифрового искусства вдохновляет нас, как ученых, на изучение восприятия и понимания смыслов, заложенных в арт-объекты. Ахлиоптас и соавт. [2] заинтересовались исследованием эмоций, сопровождающих зрительное восприятие произведений искусства, связанных с ними объяснений собственных эмоций.
Произведения изобразительного искусства были выбраны в качестве стимульного материала из соображения, что именно они способны вызывать сильный эмоциональный отклик, в отличие от ряда натуралистических изображений. Как подчеркивают авторы, аффективный компонент часто недооценивается при разработке систем искусственного интеллекта.
Благодаря развитию систем виртуальной и дополненной реальностей в руках исследователей оказались новые инструменты с небывалыми возможностями для исследования аффективных процессов. Так в работе Паладинеса-Джарамилло [3] с коллегами была предпринята попытка адаптировать тест Розенцвейга для диагностики фрустрации с помощью виртуальной реальности, для чего авторы перенесли стимульный материал обычного теста, представлявший собой рисунки различных ситуаций, создав реалистичные изображения аналогичных ситуаций в виртуальной реальности.
Наша группа исследователей заинтересовалась вопросом – связано ли восприятие объектов цифрового искусства с личностными характеристиками респондентов. В настоящее время мы проводим экспериментальное исследование, посвященное изучению восприятия объектов цифрового искусства.
Подробнее об исследовании 🧠: https://citizen-science.ru/projects/izuchenie-vospriyatiya-artobektov.html
Принять участие в исследовании 👉
По мнению ученых, развитие исследований в этой области будет способствовать созданию интеллектуальных систем, способных к эмоциональному человеко-машинному взаимодействию, например, при общении человека и социального робота, а также накоплению знаний в области управления и регуляции эмоций, что может быть использовано в терапевтической и клинической практике.
Катерина Кочеткова, Андрей Власов
Источники
[1] Koich M.F., Pessotto F. 2016. Projective aspects on cognitive performance: distortions in emotional perception correlate with personality. Psicologia: Reflexão e Crítica. 2016, v. 29, 17. https://doi.org/10.1186/s41155-016-0036-6
[2] Achlioptas P. et al. 2021. ArtEmis: Affective Language for Visual Art / Proceedings of the IEEE/CVF Conference on Computer Vision and Pattern Recognition (CVPR), 2021, pp. 11569-11579. URL: https://arxiv.org/abs/2101.07396
[3] Paladines-Jaramillo F. et. al. 2020. Using Virtual Reality to Detect, Assess, and Treat Frustration. In: Rodriguez Morales, G., Fonseca C., E.R., Salgado, J.P., Pérez-Gosende, P., Orellana Cordero, M., Berrezueta, S. (eds.) Information and Communication Technologies. TICEC 2020. Communications in Computer and Information Science, vol. 1307. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-62833-8_28